ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home О центре Цветные революции Аналитика Неправительственные организации – движущая сила «цветных революций»
 
 

Неправительственные организации – движущая сила «цветных революций»

E-mail Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

В настоящее время в современной общественной жизни появилось огромное количество частных объединений и групп – т.н. неправительственных организаций (НПО). Причем данный тип объединений, изначально возникший естественным образом в областях профессиональной деятельности, частных интересов или по конкретным вопросам, приобрел новый импульс в информационном обществе. Существует много неполитических НПО, и они действительно являются институтами гражданского общества, структурами самоорганизации граждан в разных сферах жизни и деятельности. Но особая категория НПО претендует на роль судей в вопросах мировоззрения всего общества и государственной политики.

В 60-х и 70-х годах деятельность по созданию ячеек политических партий и организаций в различных странах тайно осуществляло ЦРУ, однако затем было принято решение, что с некоторых пор такая деятельность США будет прозрачной и публичной. И это подтверждает первый президент Национального демократического фонда Ален Вайнштейн, характеризуя  старую новую тактику проникновения в зоны евроатлантического интереса: «Многое из того, что мы открыто делаем сейчас, 25 лет назад скрыто делало ЦРУ».

Именно подобную тактику применяют такие НПО как Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, Международный фонд электоральных систем, фонд Джорджа Сороса, Институт «Открытого общества», «Freedom House», а также сотни других подобных организаций.

Указанные структуры аккумулировали огромные средства, санкционированные Конгрессом и Госдепартаментом США, для создания форпостов американского влияния в иностранных государствах под благовидными предлогами, чаще всего под видом помощи «неправительственных» организаций для построения «гражданского общества», и защиты прав человека, оказания содействия в проведении «демократических» выборов и создании «альтернативной прессы».

Как подчеркивалось в исследовании Американского института предпринимательства, «Национальный демократический фонд и его семейство как раз и занимались изменением политического баланса в государстве-мишени под предлогом помощи «гражданскому обществу». У семейства были многочисленные успехи на этом поприще – удачные вмешательства для обеспечения должного результата на выборах на Филиппинах, в Пакистане, на Тайване, в Чили, Никарагуа, Восточное Европе и по всему свету…»1.

«Цветные революции» на постсоветском пространстве проводились по отработанным еще в период холодной войны сценариям. Под псевдо-гуманитарными предлогами с участием щедро профинансированных правительствами и разведками неправительственных организаций осуществлялась задача по манипулированию итогами местных выборов, водворению марионеточного прозападного, и, прежде всего, антироссийского правительства.

Описывая историю путча 2004 года в Украине, предательство национальных интересов местными элитами, американский исследователь Срирэм Чолиа подчеркивает: «Никакие из описанных махинаций не имели бы значения без оспоренного результата выборов, без собрания людей на улицах и инжиниринга демократии через гражданское неповиновение. Вот здесь-то Национальный демократический фонд и семейство международных неправительственных организаций оказались более всего нужны…»2

Примерная схема работы неправительственных организаций такова. На первом этапе в стране, где предполагается смена власти, под благовидным предлогом (например «демократизация» общества) разворачивается деятельность ряда координирующих неправительственных структур, каждая из которых действует строго в своем секторе.

Здесь можно выделить несколько направлений работы НПО.

Первое направление – работа с оппозиционными партиями и блоками и их молодежными структурами.

Второе направление – работа с представителями органов местного самоуправления, направленная якобы на развитие самостоятельности областей, а на практике на ослабление их управляемости из центра.

Третье направление – создание и развитие подконтрольных, «альтернативных» СМИ.

Четвертое направление – создание новых и укрепление уже существующих общественных организаций. Реализация через эти организации тактики ненасильственной борьбы.

Технология подготовительных действий. В результате деятельности международных организаций создается целая система приемов и методов, направленных на оказание выгодного влияния на внутриполитическую ситуацию в стране и обеспечение смены режима.

1. Информационная обработка общественного мнения, создание негативного образа высшего руководства страны и позитивного образа правой оппозиции.

2. Усиление правозащитной риторики со стороны местных и западных правозащитников, создание условий прессинга властей, при которых на уровне общественного сознания трудно уловить грань между правозащитной и провокаторской деятельностью.

3. Налаживание механизма давления «международной общественности» с помощью демократической фразеологии с целью обеспечения «честных выборов» и «развития демократии».

4. Навязывание института международных наблюдателей для контроля фактически за любой проблемой. Создание таких условий, при которых международные наблюдатели становятся действенным инструментом поддержки оппозиции.

Непосредственно в ходе выборов схема, применяемая НПО, проста, однообразна, но эффективна – «экзит-пулы» и международные рейтинговые агентства, заранее сообщают о победе прозападного кандидата, результаты выборов опротестовываются западными «независимыми» наблюдателями, поднимается шум в местной прессе с широким освещением на Западе, вывод людей на улицы и организация гражданского неповиновения.

В этой схеме «цветных революций» самую важную роль играет сам факт международного финансирования таких переворотов, создающего разветвленную коррупционную сеть, включающую в свою орбиту как бизнесменов, заинтересованных лиц из западных диаспор, правительственных чиновников и силовиков, так и щедро проспонсированный «альтернативный» журналистский корпус и молодежь.

Работу с молодежью (студентами) можно выделить в отдельное направление. Используется открытый механизм проведения семинаров, тренингов, лекций, занятий, программы обмена студентами. Лекторами и преподавателями могут выступать как представители НПО, так и штатные преподаватели местных вузов. Разовая оплата через неправительственные фонды значительно превышает месячный заработок. Преподаватель имеет возможность получить грант в том случае, если ему удается обеспечить продолжительную программу. Если преподавателю удалось расширить свою целевую аудиторию, привлекая новых слушателей и участников, программа получает новое финансирование, пролонгируется и разбивается на несколько этапов. Одна из скрытых задач таких занятий заключается в выявлении неформальных лидеров, которых можно использовать в массовых акциях в случае необходимости.

Из неформальных лидеров формируются пирамиды сетевого маркетинга. Студент-лидер, создавший свою группу в количестве 10-ти человек и возглавивший ее, получает вознаграждение. Высший доход получал тот, кто становился во главе тысячи.

Можно привести конкретный пример деятельности организации «Freedom House» (FH).

С ноября 2003 года FH финансировал поездку лидеров сербского движения «Отпор» по Украине. Они посетили с лекциями, посвященными проблеме ненасильственного сопротивления, пять крупнейших украинских городов, включая Донецк и Одессу.

FH подготовил более 1000 инструкторов по выборам, которые контролировали избирательный процесс на Украине. Сотрудник FH А. Каратницкий участвовал в организации лагерей для украинских активистов, где сербы из организации «Отпор» обучали украинскую молодежь ненасильственным методам сопротивления власти. Так, 1 августа 2004 года в летнем кемпинге Евпатории был организован недельный слет 320 молодых украинцев3.

Особое место в «продвижении демократии» посредством «цветных революций» занимает формально независимое правительственное Агентство международного развития США (U. S. Agency for International Development - USAID), деятельность которого ориентирована на распространение демократии и консолидацию демократических режимов в мире (решение проблем, связанных с нарушением прав человека, проведением демократических выборов, развитием рыночной экономики, оказанием содействия в создании демократических институтов и т. д.).

США потратили на проведение двух «цветных» революций на Украине и в Киргизии более $110 миллионов. Такие цифры озвучили авторы французского документального фильма «Революция.com. или США: Завоевание Востока»4. По данным авторов документальной ленты, первоначально метод подобного переворота был опробован на Сербии. Именно там впервые нашли применение тезисы книги американца Джина Шарпа (Gene Sharp) «От диктатуры к демократии» - своеобразного руководства по применению «мирной революции» с простыми рецептами. Джин Шарп является научным руководителем Института Альберта Эйнштейна (Albert Einstein Institution), возглавляемого бывшим сотрудником разведывательного управления министерства обороны США (РУМО) полковником в отставке Робертом Хэлви (Robert Helvey).

Неправительственные организации как движущая сила «цветных революций» на территории бывшего СССР представляет собой широко разветвленную сеть глобального действия.

 

Свержение режима Милошевича, смещение в ноябре 2003 года Эдуарда Шеварнадзе в ходе «революции роз», приход к власти на Украине в результате «оранжевой» революции в декабре 2004 года Виктора Ющенко, и торжество киргизской «тюльпановой» революции в марте 2005 — звенья одной цепи. «Четыре ненасильственные революции, четыре тоталитарных режима, следы былого советского могущества канули в лету за несколько недель, и каждый раз использовался один и тот же сценарий — фальсифицированные выборы, судорожно сопротивляющаяся власть, которая, в конце концов, уступает протестующим»,— отмечают авторы документального фильма «Революция.com. или США: Завоевание Востока».

На постсоветском пространстве почти везде существуют разного рода представительства и офисы так называемого Международного республиканского института (МРИ) США. Чем занимаются члены указанного института, стало ясно 19 мая 2005 г., когда президент США Джордж Буш поблагодарил своих сограждан за огромный вклад в продвижении свободы в зарубежных странах, заявив: «Свобода демонстрирует беспрецедентный прогресс по всему земному шару, мы стали свидетелями революций – «роз», «оранжевой», «пурпура», «тюльпана» и «кедра» и это только начало», - провозгласил Дж.Буш и продолжил: «По всему Кавказу и Средней Азии растут ожидания в связи с перспективами перемен, и эти перемены наступят»5.

В целом, анализируя деятельность международных правительственных и неправительственных организаций в странах СНГ в связи с подготовкой и проведением президентских и парламентских выборов, приходится признать следующее.

• Создан относительно эффективный, адаптированный к условиям новых независимых государств механизм изменения политического курса путем государственных переворотов с помощью избирательных кампаний.

• Смена неугодных режимов осуществляется во взаимодействии различных заинтересованных структур, организаций и политических институтов. Главным субъектом, осуществляющим данный политический курс, являются США, которые используют в своих целях европейские организации и мировые институты (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО).

• Основным инструментом проникновения в соответствующие страны являются многочисленные неправительственные организации и фонды. С их помощью осуществляется создание национальных оппозиционных политических сетей, которые впоследствии и составляют основную организационную и движущую силу местных революций.

Созданный механизм оказания влияния на внутриполитическую ситуацию в стране вплоть до свержения правительств путем «цветных революций», осуществляемых в ходе выборов, представляет собой угрозу для любого режима, даже того, который был установлен в результате этих революций. Продолжающаяся деятельность неправительственных организаций, наличие разветвленных политических сетей, поддерживаемых в «рабочем состоянии», дальнейшее, корректируемое из соображений      целесообразности финансирование различного рода проектов, программ и кампаний, делает фактически любое правительство заложником внешнего фактора. Как только оно перестает отвечать интересам мировых лидеров, велика вероятность того, что те же самые способы, с помощью которых новое руководство, в конце концов, пришло к власти, могут быть использованы и для его свержения.

Александр Крикунов

 


1Дж.Муравчик, «Исследование демократии: реализация предназначения Америки», AEI Press, 1991,стр.208

2С.Чолиа, Демократизация, НПО и «цветные революции».

3Bogdanclub.ru/showthread.php?p=309662

4rutube.ru/tracks/646352.html

5www.rian.ru/politics/20050519/40378390.html