ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Военно-политическая интеграция государств-членов ОДКБ
 
 

Военно-политическая интеграция государств-членов ОДКБ

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сдвижение баланса сил на обширном пространстве Ближнего и Среднего Востока в сторону неопределённости, которая всё больше отличает процессы вокруг наиболее острых региональных проблем, привела к активизации России на южных направлениях постсоветского пространства. Активность Москвы выражается в виде усилий придать военно-политической интеграции на пространстве СНГ эффективное развитие, что сталo бы своеобразным ответом российской внешней политики на в целом достаточно неблагоприятную для неё текущую конъюнктуру региональных процессов на Ближнем и Среднем Востоке. Россия намерена сосредоточить усилия на ещё большем закреплении в южных точках постсоветского пространства, находящихся в отдалённой или непосредственной близости к Сирии, Ирану, курдонаселённым регионам Турции и соседним ей странам.

Конец лета - начало осени с.г. отличается повышенной военно-политической активностью России в рамках интеграционных процессов в ОДКБ, а также на собственных южных рубежах отработки оперативных планoв повышения боеготовности российской армии. Сразу три знаковых военно-политических мероприятия вошли в повестку указанного отрезка времени. В учениях «Рубеж-2012» 6-10 августа на южноуральском полигоне «Чебаркуль» в Челябинской области (Центральный военный округ) приняли участие более 1 тыс. военнослужащих России, Кыргызстана, Таджикистана и около 100 единиц боевой техники. Учения стали отработкой действий центральноазиатского крыла ОДКБ в рамках Коллективных сил быстрого развёртывания (КСБР). Сценарий учений во многом был определён и впоследствии дополнен с учётом известных событий в Таджикистане летом этого года. По замыслу учений, подразделения КСБР отработали действия по блокированию обнаруженного разведкой базового лагеря незаконных вооружённых формирований, по которому в дальнейшем были нанесены удaры авиации. В ходе учения был выброшен тактический вертолётный десант.

Как известно, КСБР предназначены для решения локальных задач военно-политической интеграции и обеспечения безопасности в Центральной Азии. Но и другая, общая для ОДКБ составляющая совместных сил в лице Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) не была упущена из виду государствами-членами Организации. В первой декаде сентября с.г. в Армении пройдут плановые учения КСОР под названием «Взаимодействие-2012» и по теме «Применение сил и средств системы коллективной безопасности в Кавказском регионе с участием Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ». Основные характеристики данных учений стали известны ещё весной, когда в начале мая пресс-секретарь ОДКБ В.Зайнетдинов определил предстоящие учения, как масштабное и значимое мероприятие оперативной подготовки, которое базируется на коллективной форме обучения воинских контингентов и формирований сил специального назначения, выделенных государствами-членами ОДКБ в состав КСОР.

Третьим плановым военно-политическим мероприятием станут крупные войсковые учения на территории Северного Кавказа России под названием «Кавказ-2012».

Окончание учений ОДКБ «Взаимодействие-2012» на армянской территории и начало российских учений «Кавказ-2012» (17-23 сентября, на территории Южного военного округа) будет разделять менее 10 дней, поэтому можно предположить, что оба плановых мероприятия объединяет осознание необходимости повышения уровня готовности к любым сценариям развития ситуации на южных рубежах России и на границах её южнокавказских союзников. Оба учения выделяются также определённой схожестью оперативных планов задействования наиболее боеспособных частей российской армии. Так, в начале августа с.г. было подтверждено участие в учениях «Взаимодействие-2012» военнослужащих 98-й Ивановской дивизии ВДВ. Российские подразделения ВДВ будут участвовать и в оперативно-стратегических учениях «Кавказ-2012» (7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) дивизия из Новороссийска).

Военно-политическое руководство России в рамках общей программы модернизации и переоснащения армии уделяет особое внимание южному стратегическому направлению военного строительства. 2 мая с.г. в интервью «Российской газете» командующий Южным военным округом генерал-полковник А.Галкин отметил некоторые приоритетные направления повышения обороноспособности на южных рубежах России, непосредственно примыкающих к Чёрному морю и Южному Кавказу. По словам командующего, в настоящее время все силы и средства сконцентрированы и находятся под единым командованием, сформирован принципиально новый орган военного управления - объединённое стратегическое командование, которое и осуществляет управление всей группировкой войск, находящейся в границах Южного военного округа. В результате боевые возможности войск ЮВО выросли более чем в 2 раза (1).

Развитие событий в Сирии, вокруг «иранской темы», проявления новых витков дестабилизации в регионах преимущественного расселения курдов и другие остро актуальные региональные процессы подчёркивают общую тенденцию на Ближнем и Среднем Востоке: обширный регион стоит на пороге качественной трансформации баланса сил, что неминуемо приведёт к угрозе и непосредственным проявлениям локальных и крупных военных столкновений между странами региона с вовлечением внешних сил. Безрезультатное завершение миссии бывшего генерального секретаря ООН, спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств в Сирии К.Аннана сделало вероятность такой трансформации ещё более ощутимой. Фактически, международное сообщество, а мандат К.Аннана по сирийскому кризису был именно мандатом международного сообщества, в поддержку которого на определённом этапе сирийских событий удалось объединиться практически всем заинтересованным акторам, расписалось в своей неспособности погасить мирным путём внутрисирийское противостояние. Сирийский кризис всё больше получает преимущественно внешнее проявление в виде усилий региональных стран выйти по его итогам с более предпочтительными для себя позициями.

Россия связывала надежды с успешностью миссии К.Аннана, которая могла иметь хотя бы ограниченно благоприятный для российских интересов в регионе характер: пролонгация миссии международных наблюдателей в Сирии, параллельно которой стороны внутрисирийского противостояния вышли бы на достижение политического компромисса. Однако, как предполагали многие эксперты и в подтверждение уже сложившейся практики «обрушения» внешними силами неудобных им региональных режимов, события приняли практически безальтернативный характер «борьбы на уничтожение».

В такой ситуации, когда региональные процессы на дальних и ближних подступах к южным рубежам России и границам её военно-политических союзников развиваются по сценариям военного противостояния, Москве остаётся проводить плановую работу по укреплению точек военного базирования на постсоветском пространстве.

Прошедшие и предстоящие учения в рамках ОДКБ, учения «Кавказ-2012» должны стать определённой реакцией Москвы не только на усиливающуюся конфронтацию в ближневосточных процессах, но и нейтрализовать неблагоприятные военно-политические тенденции непосредственно на постсоветском пространстве. Пока данные тенденции нашли свои проявления фактически на наиболее уязвимом - центральноазиатском направлении интеграции в рамках ОДКБ. События в Таджикистане, а также резонансное приостановление Узбекистаном своего членства в ОДКБ (2) предоставили скептикам эффективной роли и потенциала Организации новые основания для критики.

Востребованность дополнительных импульсов для интеграции стран ОДКБ, а также координация совместных внешнеполитических действий на международных площадках (3), стали особо необходимыми на нынешнем этапе. Заявления руководства ОДКБ, конкретные мероприятия в рамках Организации, в т.ч. и с отработкой действий в ходе совместных учений, позволяют надеяться на то, что к предстоящей сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (запланирована на осень текущего года) будут выдвинуты прорывные предложения, которые, по словам Генерального секретаря Организации Н.Бордюжи, позволят повысить уровень и эффективность военного сотрудничества, выйти на очень интересные решения по формированию всей военной составляющей.

Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик.

По материалам: «Новое восточное обозрение»


(1) Напомним, что в структуру Южного военного округа входят сухопутные войска, Черноморский флот, Каспийская флотилия и 4-е командование ВВС и ПВО. Воинские подразделения дислоцируются на территории 12 субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. В состав округа также входят четыре российские военные базы за рубежом: в Южной Осетии, Абхазии, Армении и в Украине (Севастополь).

(2) 28 июня с.г. Узбекистан направил в секретариат ОДКБ ноту о приостановлении своего участия в деятельности Организации. Решение Ташкента содержало для Москвы значительный негативный «осадок», в т.ч. и с учётом того факта, что один из своих первых зарубежных визитов в качестве президента России после дня инаугурации 7 мая с.г. В.Путин нанёс в Узбекистан (4 июня), где он находился за три дня до начала работы саммита ШОС в Пекине, а также с учётом подписанной в ходе визита В.Путина в Ташкент Декларации об углублении стратегического партнёрства между Россией и Узбекистаном.

(3) 2 августа 2012 г., в соответствии с планом консультаций представителей государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны, состоялись консультации по согласованию позиций государств-членов ОДКБ по вопросам повестки дня предстоящей 67-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. Как отметила пресс-служба ОДКБ, участники консультаций высказались за продолжение тесного сотрудничества делегаций стран-членов ОДКБ в ООН и обсудили приоритетные вопросы взаимодействия в ходе предстоящей сессии ГА ООН. Консультации способствовали согласованию позиций государств-членов ОДКБ по внесённым на рассмотрение пунктам повестки дня 67-й сессии ГА ООН. Стороны подтвердили стремление к дальнейшему углублению координации и практическому взаимодействию.