ЦАТУ

 
 
 
 
 
 
Вы здесь: Home
 
 

Аналитика, новости, комментарии

Цензура по-американски

Вот уже много лет западные СМИ обвиняют Россию в отсутствии демократии и повсеместной цензуре. Масло в огонь подлило принятие российской Госдумой 11 июля 2012 года законопроекта, который даёт право запрещать контент в интернете, содержащий детскую порнографию, инструкции по производству или приобретению наркотиков или советы по осуществлению самоубийства.

Глава Федеральной комиссии США по делам связи Юлиус Джинечовски резко раскритиковал новый документ. Чиновник уверен, что российский закон может ограничить свободу слова и гражданские права. "Мировой опыт пользования интернетом дает очевидный урок: свободный и открытый интернет поощряет экономический рост и свободу, а ограничение свободного распространения информации имеет негативные последствия для потребителей, бизнеса и общества", — указано в специальном заявлении Джинечовски.

В Вашингтоне продумывают возможность наделения Грузии статусом основного союзника США вне НАТО

После Чикагского саммита НАТО в Вашингтоне вплотную приступили к разработке оптимального варианта построения с Грузией на ближайшие годы евроатлантических связей. Полная интеграция Грузии в НАТО не представляется американской стороне целесообразной в ближайшей перспективе. К такому выводу администрация Белого дома пришла ещё на стыке 2008-2009 гг., когда между Вашингтоном и Тбилиси была подписана Хартия стратегического партнёрства и усилия грузинской стороны вписаться в НАТО стали получать отсрочиваемый от одного саммита Альянса к другому характер. С января 2009 г. общий характер американо-грузинских отношений определяется указанной Хартией, одна из основных составляющих которой затрагивает и вопрос евроатлантической интеграции Грузии.

Подход Вашингтона к перспективе скoрого решения вопроса полной интеграции Грузии в НАТО стал ещё более осторожным по итогам Чикагского саммита (20-21 мая с.г.). Высшее грузинское руководство в канун саммита и сразу по егo завершению не преминуло в одностороннем порядке обозначить очередную дату интеграции.

Карабах: Ни мира, ни войны

Россия надеется на продвижение в 2012-2013 годах в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин. «И Армения, и Азербайджан являются нашими близкими партнерами по СНГ. Мы дорожим отношениями и с Ереваном, и с Баку и справедливо и честно делаем все возможное для того, чтобы сблизить позиции обеих сторон по теме Нагорного Карабаха», - подчеркнул он.

Это заявление замглавы российского МИД, возможно, связано с тем, что в последнее время в Баку раздаются голоса о том, что к переговорному процессу противоборствующих сторон необходимо обязательно подключить США, ибо в объективности посреднических усилий России появились серьезные сомнения. По мнению ряда азербайджанских политиков, Москва не заинтересована в сохранении территориальной целостности Азербайджана и возвращении ему Нагорного Карабаха (на этой территории создана независимая НКР – Нагорно-Карабахская республика, не признанная международным сообществом). В Баку нередко упрекают Россию в проармянской позиции, но, конечно же, эти обвинения не имеют под собой никакой почвы и вызваны неурегулированностью застарелого конфликта, который Карасин назвал «чрезвычайно сложным и запутанным». И это действительно так.

Кавказский фактор в мировой геополитике (стратегическое значение, гуманитарные аспекты, потенциал культурно-социальных сетей)

Кавказ с точки зрения геополитики представляет собой уникальное явление. Географически размещаясь между Черным, Азовским и Каспийским морями, он состоит из гор и прилегающих к ним областей, которые относят к Северному и Южному Кавказу. Кавказ населен сотнями народов со своими диалектами и наречиями, конгломератом культур и традиций. Северный Кавказ полностью входит в состав Российской Федерации. Южный Кавказ занимают государства, половина которых согласно оценкам экспертов имеют проблемный суверенитет (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах). Южные границы Кавказа соприкасаются с Турцией и Ираном, которые имеют свои интересы в этом регионе.

В геостратегическом значении Кавказ является связующим узлом между Ближним Востоком и европейской частью России, через который проходят потоки энергоресурсов, важнейшие магистрали и социальные сети. Это своего рода узел между Европой, Азией и Африкой...

Россия-Закавказье: упущенные возможности

На сегодняшний день все явственней начинают наблюдаться не совсем благоприятные тенденции, которые в свете событий на Ближнем Востоке и в особенности, вокруг Ирана начинают вызывать все большую обеспокоенность у ряда экспертов как в плане сохранения российской представленности уже в Закавказье в целом, так и в Армении в частности. И тенденции эти, по мере приближения конфликтного очага к иранским границам будут по всей видимости все более оказывать свое опосредованное, а возможно и непосредственное воздействие на двусторонние отношения. Уже давно ясно, что после Сирии наступит очередь Ирана, а Закавказье тогда почти полностью может оказаться отрезанным от России, что может нанести тяжелый удар по ее интересам. В такой ситуации, довольно драматично (если не сказать – более) может развиваться и ситуация вокруг обеих армянских государственностей – собственно Республики Армения (официально признанным, и на сей момент пока что основным союзником РФ в закавказском регионе) и Нагорно-Карабахской республики.

Война в Южной Осетии: информационная составляющая конфликта

Ровно 4 года назад между Россией и Грузией произошел военный конфликт, который стал крупнейшим для России со времен боевых действий на территории Чеченской республики. Агрессия со стороны Грузии началась в ночь на 8 августа 2008 года. В день, когда весь мир готовился к открытию Пекинской Олимпиады-2008, в который во все времена принято было прекращать любые войны, Грузия предприняла попытку силового решения конфликта Южной Осетии, которая на тот момент находилась в статусе непризнанной республики. В результате конфликта, который продолжался 5 дней, агрессия со стороны Грузии была прекращена при помощи вмешательства в конфликт российских войск, которые нанесли вооруженным силам Грузии ощутимое поражение. При этом столица Южной Осетии – Цхинвал оказалась серьезно разрушена. Южноосетинская сторона заявила о том, что в ходе боев погибло около 1 500 мирных жителей.

Только наступая, можно победить

В последнее время иностранные и российские средства массовой информации все чаще проводят параллели между современной внешней политикой Российской Федерации и политикой Советского Союза и Российской империи. Россию часто попрекают в нескрываемых имперских амбициях и в проведении агрессивного курса в глобальной политике. Действия России в области укрепления обороноспособности, перевооружения армии, которая более десятилетия деградировала, вызывают чуть ли не панические настроения в Прибалтике, Польше, Грузии и других странах. Действия и заявления Москвы по сирийской проблеме вызвали целый вал русофобских материалов в СМИ.

Надо осознавать один простой факт – важнейшей особенностью русского государства на протяжении тысячелетия является проницаемость границ и уязвимость перед лицом внешней угрозы. «Ядро» Руси-России складывалось на Восточно-Европейской равнине и не имеет естественных преград на своих рубежах. Противник мог легко нанести удар по «сердцу» русского государства. Эта географическая особенность во многом обусловила развитие нашей Родины.

Спецслужбы Грузии против России

Накануне очередной годовщины агрессии режима Саакашвили против Южной Осетии будет довольно уместным проанализировать подрывную деятельность грузинских специальных ведомств против России, включая поддержку террористов на Северном Кавказе. В данной статье использованы материалы конференций, проходивших по данной тематике в июне-июле 2012 г., а также сообщения различных СМИ.

Деятельность грузинских спецслужб в период правления Э.Шеварнадзе

В 1990-х гг. по указанию Э.Шеварнадзе и главы совета безопасности Грузии Н.Саджая т.н. экс-представителю президента ЧРИ в Грузии Х.Алдамову в Грузии оказывалось всяческое содействие в организации его работы, в том числе со стороны силовых структур страны.

В период военных действий в Чеченской Республике, председатель Государственного департамента внешней разведки А.Иоселиани, руководитель АТЦ МВД Л.Кенчадзе, министр МВД К.Таргамадзе, глава пограничной службы Грузии В.Чхеидзе осуществляли контроль и создавали благоприятные условия для переходов чеченских беженцев, боевиков, арабских наемников и главарей «ичкерийского сопротивления» через госграницу Грузии в Российскую Федерацию, а также оказывали содействие в их легализации в Грузии и переправке в страны Европы и Ближнего Востока.

Операции без выстрелов и взрывов

Но, быть может, не менее опасные, чем ракетно-бомбовые удары, артобстрелы, танковые атаки

Высшая форма информационного противоборства – информационная операция. Признанный лидер в области разработки теории и практики информационных операций (ИО) – США.

На начальном этапе основные цели и задачи ИО были сформулированы в директиве министра обороны США «Информационная война» (1992) и развиты в директиве Объединенного комитета начальников штабов № 30-93. В этих документах идеи информационной борьбы были трансформированы в концепцию борьбы с системами управления (БСУ), которая предусматривала комплексное проведение по единому плану психологических операций (ПсО), мероприятий по РЭБ и физическому уничтожению пунктов управления и систем связи с целью лишения противника информации, вывода из строя или уничтожения его систем управления. Впоследствии данная концепция легла в основу Наставления для сухопутных войск ВС США FM100-6 и затем – Устава СВ США «Психологические операции – FM3-05.30».

Троянский конь для Центральной Азии

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос целесообразности и экономического обоснования интеграционных процессов, происходящие между странами ближнего и дальнего зарубежья. В данном аспекте весьма значительными кажутся инициативы российско-казахстанских лидеров, направленные на успешное функционирование действующего Таможенного Союза (ТС), а также перспективу формирования Единого экономического пространства (ЕЭП), как основного вектора внешней политики его стран-участниц на ближайшие годы.

Вместе с тем, существует ряд проблемных моментов, решение которых позволит ускорить реализацию намеченных планов. Одной из основных проблем в данном аспекте является система регулирования таможенных отношений, и ее не решение не позволит в полной мере сформировать ЕЭП. Россия в данном случае оказывается в затруднительном положении. Львиная доля экспорта товаров и грузов в Россию идет через казахскую и белорусскую границы, и эффективно контролировать этот поток в России практически не возможно. Таким образом, не решение таможенной проблемы ставит Россию в положение наименее заинтересованных в реализации проекта ЕЭП стран.