ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Национальная безопасность Армении в новых международных условиях ХХI века
 
 

Национальная безопасность Армении в новых международных условиях ХХI века

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Потребность в безопасности, как доминантный мотив национального поведения, является сильнейшей мотивацией и даже фундаментом для развития национального государства, как такового. Обеспечение безопасности, как на глобальном, так и на региональных уровнях является центральной проблемой всей системы международных отношений; любой вопрос международной политики, так или иначе, связан с данной проблемой. С другой стороны, защита своей государственности от внутренних и внешних угроз является одной из базовых функций государства и показателем его жизнеспособности в целом. В сжатом виде основные направления государства и общества по обеспечению национальной безопасности можно определить как:

1. Прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления через обеспечение всестороннего и объективного научного и практического анализа;

2. Определение критериев и «пороговых значений» национальной безопасности и стратегических приоритетов развития страны;

3. Выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политике, общественной безопасности и правопорядка обороны, в информационной и духовной сферах.

Цивилизационные условия и «рамки существования её национального интереса», в которых происходит формирование национальной безопасности Армении, характеризуется кардинальными изменениями, трансформацией всей мировой системы межгосударственных отношений и сложившегося баланса сил. Главное, в чем сходятся эксперты в области политики и теории международных отношений, это то, что глобализация сделала фактом коренное изменение как во взаимоотношениях между государствами, так и в самом статусе национального государства, как такового. Государственная независимость в эпоху глобализации носит относительный характер, мы живем в эпоху пересмотра основ Вестфальского мира. В мире складываются совершенно новые системы безопасности, которые непосредственным образом связаны с категорией (национальных интересов). Доктрина национальной безопасности – это четкая стратегия, основанная на приоритетах в системе национальных интересов.

Национальные интересы государства, в свою очередь, носят долгосрочный характер и определяют основные цели на историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления. Ключевой идеей концепции национальной безопасности, «красной нитью» становится статья «Идеи государственного суверенитета».

В начале ХХI века Республика Армения сделала серьёзный шаг по анализу и разработке Стратегии национальной безопасности Армении в новых условиях и строго придерживается ей. В соответствии с чем доктрина МИД Армении разделяется на четыре блока: 1 – позиционирование себя в мировой системе международных отношений в качестве демократического независимого государства; 2 – создание необходимых условий для экономического благоденствия страны (в частности, максимально используя вовлеченность Армении в региональные интеграционные процессы и процессы с главным партнером – Россией); 3 – обеспечение безопасности армянского народа и его государственности; 4 – построение открытого гражданского – демократического общества и его инфраструктуры (народы, проживающие на территории Армении равны в своих правах, и их интересы защищены Законом, язык их общения как армянский, так и без запретов национальный, т.е. сохраняются все этно-национальные условия народов и национальностей).

Одновременно вопрос национальной безопасности для армянского народа являлся и является во все времена значимым для сохранения нации и целостности этнокультурной системы. По сей день важнейшими институтами этого вопроса являются: 1 – Армянская Церковь – преданная своему народу исторической христианской памяти; 2 – армянский алфавит – абсолютно совершенный, который дал возможность представителям культуры сохранить на родном языке ценности культурно-исторического фонда нации: 3 – армянская семья, национальные традиции и быт.

Эти главные факторы сыграли судьбоносную и важнейшую роль в сохранении армянского народа и в целом армянской популяции, явились Основой Национальной Безопасности.

На основании выше сказанного и проведенного исторического анализа в сентябре 2013 года Президентом Республики Армения Сержем Саргсяном было сделано заявление о выборе Арменией пути её дальнейшего развития и присоединения к Таможенному Союзу и к Договору о создании Евразийского экономического союза. Развитие и экономическая интеграция Армении с целевым направлением её взглядов на восток и с Россией, Белоруссией и Казахстаном предоставить ей сравнительно быстрый рост внутренней экономики и решений накопившихся социальных вопросов. В конце концов, создание общего рынка труда союза предоставит Армении и народу свободное передвижение, развитие малого и среднего бизнеса, обеспечит улучшение благосостояния её в условиях существующей блокады со стороны Турции и Азербайджана, имеющиеся определенные сложности с Грузией. Явиться гарантией для Армении её национальной и государственной безопасностью.

Однако выбранный путь развития Армении не пришелся по душе американским политикам и руководству ЕС и пошли процессы, направленные на внутренне разрушение желания Армении присоединится к ТС и ЕАЭС.

Ранее, с помощью американских аналитиков было старание внедрить в Армении новый порядок пенсионного накопления, которое подняло возмущение народа и стало причиной отставки премьер министра и назначение его послом в США. В начале июля посол США в Армении Джон Хефферн выступил с довольно пространным интервью и сделал ряд неоднозначных заявлений, которые непосредственно являлись вмешательством во внутреннюю жизнь Армении. Кроме давления на решение по вопросу продажи Воротанского каскада ГЭС, являющегося стратегическим объектом для Армении, на сумму 180 млн. долл. США (экспертная цена – 1,5 млрд. долл. США), высказался в поддержку деятельности религиозных сект на территории Республики и нашумевшей пенсионной реформы. Он, затронув тему сотрудничества с «гражданским обществом Армении», прямым текстом заявил, что не намерен отказываться от вмешательства во внутренние дела Республики. «Мы будем продолжать поддерживать там, где возможно, критиковать, где необходимо. Мы попытаемся поощрять, просить и обеспечить международные стандарты». И с этой целью объявляют о грантах, выделяемых для тех структур, которые поддерживают их идеологию. В этой сфере американского воздействия оказались не только общественные организации, но и оппозиционные партии. История повторяется, и уроки из него не делаются, как англо-американские политики с помощью Германии и Турции разделили Армению, народ пережил Геноцид 1915 года и т.д. Денежный эквивалент побеждает разум и национальную безопасность.

Не удивительно, что следующим шагом разрушения армянского единства и его духовного устоя стало разрушение Армянской Апостольской Церкви в лице Верховного Патриарха. И это началось с территории Восточно-американской Епархии ААЦ, ранее были попытки и пересмотр азбуки, и объединение литературного языка с западным армянским языком. Под прицелом находился и национальный уклад жизни, и мораль армянского народа.

Интересно, какая будет следующая точка воздействия на Армению, чтобы не дать ей возродиться, окрепнуть и интегрироваться в новых условиях многополярного мира, сохранив свою национальную самобытность и государственную безопасность. Где же были эти господа-политики США, Англии и Европы, когда уже 25 лет Армения находится в тяжелых условиях экономической блокады и только Российская сторона открыла свои двери перед народом, где ежегодно более 200-300 тысяч армян находят работу для обеспечения выживания своих семей. Почему забывают политики, что национальный герой Вазген Саркисян в тяжелые годы начала 90-х свой взор обратил на Восток и первое посещение сделал в Китай, налаживал взаимоотношения с Индией.

Президент Армении Серж Саргсян и его политическая команда, которые стояли у истоков образования третьей Республики Армении и её Вооруженных Сил в складывающейся тяжелой политической ситуации сделают мудрый шаг по обеспечению безопасности государства Армения в стратегическом его развитии и улучшению социально-экономического состояния народа. Опыт Майдана не наш путь развития, многострадальный армянский народ не поймет и не простит этого, а анализ исторического опыта нам показывает путь на Восток.

Артур ГЕВОРКЯН

Доктор-профессор, военный журналист,

Председатель РОО «АРАКС»

Russia-Armenia.info