ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Армения: безальтернативность Таможенному союзу в контексте геополитики
 
 

Армения: безальтернативность Таможенному союзу в контексте геополитики

E-mail Печать
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Заявление, сделанное президентом Армении Сержем Саргсяном 3 сентября 2013 года во время встречи с Президентом России Владимиром Путиным, о готовности Армении присоединиться к Таможенному союзу, трудно назвать сенсационным. Хотя интрига сохранялась до последнего момента. Логика взаимоотношений двух стран за постсоветский период, включая военно-политический и экономический компоненты, диктовала, что желание Армении стать частью Евразийского Экономического Пространства (ЕЭП) будет превалировать над соблазном стать ассоциированным членом Евросоюза, в рамках программы «Восточное партнерство», которая, с подачи США, в 2008 году была инициирована Швецией и Польшей. Изначально программа имела антироссийский характер.

Российские эксперты считают, что данный проект бросает вызов российским интересам в регионе. По их мнению, наиболее приоритетным компонентом этой инициативы является ее энергетическая «составляющая» - в частности, создание альтернативных путей энергоснабжения Европы. И вторая очевидная цель - окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство. Как известно 28-29 ноября 2013 года в Вильнюсе прошел третий саммит «Восточного партнерства», где руководители Армении, Азербайджана, Грузии и Украины должны были подписать Соглашение об ассоциации, включая договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Очевидно, саммит можно считать провальным. Участники приняли к сведению решение правительства Украины временно отложить процесс подготовки и подписания Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Киев бурлит. Армения и Республика Беларусь тоже не подписали никаких документов. Молдова и Грузия парафировали документ, но это не сильно повлияло на общую обстановку нервозности. Армения практически присутствовала в качестве «формального гостя» уже с того момента, как С. Саргсян заявил, что из-за других международных обязательств Армения не может парафировать Соглашение. Скажем, что в отличие от Украины, где начинается кризис власти, Армения спокойно восприняла итоги саммита. Будем откровенны, западнические настроения в Армении так и не нашли благодатную почву, и остались прерогативой отдельных групп интеллектуалов. Слишком часто принятие евроструктурами резолюции по Нагорному Карабаху, очень сильно пахли нефтью и газом. Но надо иметь в виду, что отсутствие прозападных настроений среди основной части населения совсем не означают присутствие пророссийских.

Страсти вокруг подписания Соглашения в Вильнюсе накалились задолго до саммита. Руководители ЕС Баррозу и Ван Ромпей прямо обвинили Россию в торпедировании ассоциации стран СНГ с ЕС. Со своей стороны В. Путин призвал своих европейских визави воздержаться от резких заявлений, при этом заявив, что Россия не собирается идти на развал некоторых секторов своей экономики, чтобы понравится европейцам. Начнем с того, что перед ноябрьским саммитом Россия заняла не выжидательную позицию, а начала использовать все имеющиеся в арсенале (энергетические, политические, экономические, исторической и языковой общности) рычаги влияния, для предотвращения развития ситуации в нежелательном для себя ключе.

Применительно к Армении. Руководство трезво оценило все плюсы и минусы выбора дальнейшего пути развития страны, а все государственные структуры быстро подключились к проблематике вхождения Армении в ТС.

Очень оперативно начали действовать российские власти. Президент страны подписал Указ по созданию рабочей группы, основная задача которой создание «дорожной карты» по присоединению Армении к ТС.

К сожалению не обошлось без накладок, на первый взгляд связанные с тем, что Казахстан и Белоруссия посчитали себя ущемленными в вопросе принятия Армении в Таможенный союз. На фоне официально объявленных согласий Белоруссии и Казахстана на вступление в ТС, в кулуарах начали активно курсировать слухи, что и Назарбаев, и Лукашенко не очень довольны единолично принятым решением России. Так почему на самом деле имели место эти «накладки» в виде определенных высказываний, как Лукашенко, так и Назарбаева? Начнем с того, что отношения Лукашенко и Путина никогда не были простыми. Бесконечные газовые войны подтолкнули Лукашенко к широким жестам со стороны главы Азербайджана в виде финансовой помощи. Вспоминается цитата из одноименного романа Марио Пьюзо «Крестный отец»: «Я тебе помогу, но помни, придет день, и я попрошу тебе об услуге». Лукашенко не мог, хотя бы, не создать фон недовольства. Что касается Назарбаева, то его связывают очень теплые и дружеские отношения с турецким премьером, да и сам Казахстан связывают как родственные, культурные, так и экономические отношения. Так что в своих высказываниях про расширение ТС он не мог не упомянуть о значимости Турции в регионе и для ТС в целом, хотя прекрасно осознавал, что сегодняшняя геополитическая ситуация никак не подразумевает присоединение Турции к ТС даже в обозримом будущем. Турция давно уже экономически интегрирована с ЕС.

Итак, почему Армения после 5 лет переговоров, практически отказалась парафировать соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом?

Армения в течение последних 200 лет находилась и находится в пространстве геоэкономического и геополитического превалирования России, а еще 20 лет назад экономика Армении была полностью интегрирована в мощную советскую экономику. В Армении работали машиностроительные и электротехнические предприятия, Каджаранский, Техутский и Агаракский медно-молибденевые комбинаты. Была очень развита легкая промышленность. В этой отрасли действовали более 70 крупных предприятий. Создавался высокотехнологичный продукт для советского военно-промышленного комплекса.

Если страны ТС и Армения будут прилагать усилия в рамках интеграционного проекта (ЕЭП), Армения может вернуть себе некоторые позиции. К слову, армянские специалисты своими силами создали тактический беспилотный летательный аппарат. Не секрет, что развал СССР поставил экономику Армении на грань коллапса. За пару лет ВВП страны рухнул на 250%. Лишь к середине 2000-х удалось кое что восполнить. Но высокотехнологичный сектор промышленности пока «лежит в руинах».

Каковы сегодняшние реалии экономики страны, которую всеми правдами и неправдами тянули в рынок ЕС. Армянская экономика в мировом рейтинге не входит даже в первую сотню, располагаясь между отсталой и бедной африканской Экваториальной Гвинеей, которая по территории равна Армении и островным государством Маврикий (западная часть Индийского океана). В середине 2000-х удалось добиться некоторого экономического роста (в иные годы до 10%) в основном за счет строительного бума, но из-за кризиса 2008-2009 гг. ВВП Армении рухнул на 14, 2%. К сожалению, Армения мало привлекательна для потенциальных инвесторов. К этому есть несколько причин.

Во-первых, реально некуда инвестировать, все ниши заняты местными олигархическими структурами. Во-вторых, по уровню коррупции Армения занимает одно из первых мест в мире. Гарантии президента страны, что инвесторы и инвестиции в Армении защищены, не находят должно отклика. Безмерно коррумпированы фискальные органы, а таможня работает в угоду отдельным кланам. Ключевым источником дохода армянской экономики составляют денежные переводы. Это примерно 13% ВВП. Из этой суммы примерно 60% переводится из России. Отметим, что за счет переводов Армения получат примерно 50% валюты.

В товарном производстве и импорте роль России тоже существенна. В 2012 году на долю России приходилось более 18% экспорта. Это в основном продукты питания и алкоголь, которые ежегодно в армянскую казну приносят примерно $150 млн..

Из России в Армению поступают энергоресурсы и некоторые виды металлов. Торговый оборот между Арменией и Россией составляет примерно $1млрд 200млн. За 2012 год прирост составляет 22, 4%. Заметим, что товарооборот России с Казахстаном составляет $24 млрд., а с Белоруссией-$48 млрд.

Торговый дефицит в товарообороте с Россией составляет примерно $800 млн.. Насколько Россия важный для Армении торгово-экономический партнер говорит тот факт, что товарооборот между Арменией и Китаем, а Китай очень активен, в том числе и на Южном Кавказе, составляет примерно $450 млрд.

Что касается стран ЕС (тут основные торгово-экономические партнеры Германия и Бельгия), то экспорт из Армении равен экспорту в Россию, а вот импорт уступает в разы.

Диверсификация армянской экономики, как заявленная цель - буксует уже многие годы. Войдя в ТС, Армения сможет поставлять свою продукцию на рынок стран ТС вполне свободно.

Важнейший вопрос для Армении - цена на газ, который поставляет Россия. Отметим, что согласно договору о поставках российского газа в Армению с 1 апреля 2009 года стоимость газа на границе Армении составляла $154 за 1 тыс. куб. м. Начиная с июля 2013 года, Армения покупает российский газ на границе за $190 за 1000 куб.м. Газ поступает в Армению по двум магистралям из России, через Грузию, и из Ирана - начиная с 15-го мая 2009 года. В последнем случае реализуется программа «Газ в обмен на электроэнергию». Армения не очень заинтересована в поставках иранского газа, потому что Иран предлагает свой газ по цене $370 за 1000 куб.м.

Плата за российский газ в полтора раза дешевле для Армении в сравнении с Украиной. Не думается, что Россия опять снизит цену на газ для Армении, но с полной уверенностью можно сказать, что с процессом вхождения Армении в ТС, разговоры о повышении цены на газ до $270 за 1000 куб.м потеряют свою актуальность. Наверно, подлежат пересмотру и цены на поставляемый уран для Армянской АЭС. Мецаморская АЭС, которая на 75% принадлежит Армении, а на 25% российской «Интер РАО ЕЭС» является гарантом энергетической и экологической безопасности Армении, и не случайно, что недруги страны, руководствуюсь «доктриной Алиева» делали многократные попытки по закрытию АЭС. Известно, что в 2004 году ЕС готов был предоставить Армении помощь в размере 100 млн. евро для закрытия АЭС, при этом, не предлагая никакой альтернативы энергетической безопасности блокадной республике. Еще один немаловажный аспект - продовольственная безопасность Армении.

Ежегодно в Армении используется 650-720 тыс. тонн зерновых. Армения производит примерно половину. Большую часть зерна, примерно 300-400 тыс. тонн ввозит Россия.

Перейдем к геополитическим аспектам заявки Армении о готовности присоединиться к Таможенному союзу, а в дальнейшем и к Евразийскому экономическому пространству (ЕЭП).

Некоторые российские эксперты склонны считать, что с присоединением Армении к ТС стабилизируется Закавказье и усиливаются позиции России. ТС приобретает геополитическую стабильность, а Армения усиливает свои региональные позиции. Во- вторых – стабилизируется весь кавказский регион.

Те же источники предполагают, что Грузия, Азербайджан и Турция вынуждены будут корректировать свою внешнюю политику в свете новых реалий. При всем нежелании придется обратиться к реакции президента Казахстана на заявку Армении. Недооценивать возможности Азербайджана и Турции повлиять на настроения Н. Назарбаева не стоит. Не стоит и сбрасывать со счетов позапрошлогоднее заявление Нурсултана Абишевича, сделанное в Стамбуле на церемонии поднятия флага Тюркского совета (входят Турция, Азербайджан, Киргизстан и Казахстан) об объединении 200 млн. тюркских братьев, живущих между Алтаем и Средиземным морем. То, что с Казахстаном будет нелегко, свидетельствует ну совсем нервное заявление, о готовности Турции и Сирии войти в ТС. Напомним, что разговор идет о странах, которые находятся в состоянии необъявленной войны, одна из которых долгие годы обивает пороги Евросоюза, а вторая лежит в руинах, истерзанная войной с почти 100 тыс. исламских наемников, основная часть которых попадает на сирийскую территорию именно через Турцию.

Показательно, что В.Путин ответил Назарбаеву в том же стиле, заговорив о возможности вступления в ТС Индии.

Армения пошла на достаточно серьезный шаг, прекрасно понимая, что заявка на вступление в ТС, в ущерб ассоциированного членства с ЕС будет иметь последствия. А отказ Армении парафировать на Вильнюсском саммите Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, означает сожжение некоторых мостов. К ситуации мы еще вернемся.

В этом контексте Армения должна прилагать максимум усилий, чтобы практика безответственности, культивируемая в рамках ОДКБ, когда члены военно-политического блока продают оружие потенциальному противнику (попробуйте представить себе такую ситуацию в рамках НАТО), механически не переносилась в плоскость Евразийского экономического пространства. В принципе, ни у кого нет иллюзий, что казахстанские солдаты когда-нибудь будут воевать бок о бок с армянскими. Но при проявлении симпатий казахстанская сторона должна учитывать, что авторитет ОДКБ является гарантом безопасности того же Казахстана.

Войска западного альянса в 2014 году покинут территорию Афганистана, и авторитет ОДКБ, ее военные возможности, еще пригодятся как Казахстану, так и государствам Средней Азии.

Так или иначе, на заседании Высшего Экономического совета и на саммите СНГ 24-25 октября 2013 года были приняты три документа: «О присоединении РА к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству РБ, РК и РФ», «Заявлении об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе», «Меморандум об углублении взаимодействия между Республикой Армения и Евразийской экономической комиссией». При всем неоднозначном отношении и Лукашенко, и Назарбаева, процесс стал необратимым, а заявление первого вице-премьера И.Шувалова о том, что «дорожная карта» по вступлению Армении в ТС будет представлена уже в декабре на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета, говорит о том, что процесс не будет затягиваться. О том же говорит декабрьский визит В.В. Путина в Армению. В. Путин совершил первый государственный визит в Армению (по дипломатическому протоколу это визит высшей категории). До этого он посещал Ереван два раза с официальным визитом (2001г. и 2008г.) и один раз - с рабочим визитом (2005г.)

Вернемся к Вильнюсскому саммиту. Разочарование европейских политиков от его итогов можно представить. Конечно, основной удар на себя приняла Украина, но и комплементаризм, как основной компонент внешнеполитического курса Армении потеряет свою актуальность. Чего ждать Армении?

Запад будет наращивать давление. Процесс начался задолго до Вильнюсского саммита. В октябре Европарламент принял резолюцию, согласно которой оккупация территории одного государства-члена «Восточного партнерства» другим государством-членом «Восточного партнерства» нарушает основополагающие принципы и цели «Восточного партнерства».

В той же резолюции выражено сожаление в связи с решением президента Армении о вступлении в ТС. Европарламентарии даже не хотят скрыть с какой целью приняли очередную антиармянскую резолюцию. Зададимся вопросом: Армении нужно такое «Восточное партнерство», которое при необходимости используется как инструмент шантажа.

Прошло чуть более года, как член ЕС – Венгрия, поправ все международные правовые нормы, передала убийцу армянского офицера Г. Маргаряна – Сафарова азербайджанским властям. И тогда, и сейчас всем было понятно, что без согласования с евроструктурами и еврочиновниками, венгерские власти даже ради кредита в $3 млрд., не пошли бы на такой позорный шаг. Кто критики решения Армении войти в ТС? Баррозу, ван Ромпей и Эштон,

 

которые всего лишь выразили сожаление, которое не имело никаких последствий для венгерских властей. Трудно понять почему армянские власти, которые незамедлительно пошли на разрыв дипломатических отношений с Венгрией, забыли про этот весомый аргумент, когда европейские прагматики, забыв о том, что общеевропейская совесть покупается и продается, стараются нам преподать уроки демократии и на каждом шагу трубят о своих европейских ценностях.

Это не говоря уже о серьезных финансовых затруднениях, которые переживают многие члены ЕС. В некоторых из них безработица зашкаливает аж за 40%. К слову - эти показатели в Армении равны 16,2%, в России-5,3%.

Итоги Вильнюсского саммита для Армении можно резюмировать словами Директора Европейского центра геополитического анализа Матеуша Пикорского: «выбор в пользу России, участие в евразийских проектах интеграции обусловлен всеми критериями национальной безопасности: военным, торгово-экономическим, политическим и пр. В Евросоюзе, к слову, с армянским выбором смирились, и сотрудничество с Ереваном никто сворачивать, по большому счету, не собирается».

Согласимся с мнением беспристрастного профессионала, и отметим: «основные вызовы для Армении лежат на самом деле не в европейской плоскости».

При новых реалиях Армения просто обречена ослабить азербайджано-турецкую блокадную удавку.

Первая реальность - заявка Армении о вхождение в ТС и Евразийское экономическое пространство, о которой говорилось выше.

Вторая реальность - 24 ноября в Женеве было подписано промежуточное соглашение между «шестеркой» (США, РФ, Китай, Великобритания, Франция Германия) и Ираном, согласно которому Запад существенно ослабляет экономические санкции против Ирана взамен на приостановку ядерной программы этой страны.

Немного истории. В сентябре 2000 года Россия, Индия и Иран подписали соглашение о создании международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», которое вступило в силу 16 мая 2002 года. Оно предусматривало поддержку тремя странами транзитного транспортного сообщения от Балтийского до Аравийского моря и индийских портов. Этот коридор сокращал транспортировку грузов из Северной Европы в Южную Азию, как минимум на 10 суток: путь через Суэцкий канал занимает 35 дней, а по МТК «Север-Юг» - 20-25 суток.

В феврале 2005 года состоялось второе заседание Комиссии по организации работы МТК «Север-Юг» на уровне глав железнодорожных администраций России, Ирана и Азербайджана. Стороны решили объединить свои железнодорожные пути, создав полностью сухопутный вариант коридора.

Армянское руководство всегда старалось не портить отношения с Россией, руководство которой практически никогда реально не считалось с проблемами и мнением своего стратегического союзника. Но на этот раз, во время визита С. Лаврова в Ереван ему было заявлено, что Армения озабочена новой железнодорожной веткой, которая свяжет Иран с Россией через Азербайджан, «в условиях, когда на территории Армении реально существует железнодорожная инфраструктура, позволяющая связать все страны региона». На уровне руководителя МИД РФ было обещано «максимально учитывать интересы Армении в этом вопросе». Если посмотреть на карту, действительно армянские железные дороги ведут во все стороны, но и практически со всех сторон натыкаются на политические препятствия, решение которых во многом зависит и от политической воли руководства страны. Во время беседы с автором этих строк один очень высокопоставленный МИДовский чиновник заявил, что восстановление абхазского участка Транскавказской железной дороги интересна только Армении!!!

Впрочем Армения не сидит сложа руки. Еще в сентябре позапрошлого года, в рамках проекта транспортного коридора началось строительство дороги Ереван-Арарат. Общий объем инвестиций в проект транспортного коридора оценивается в $1млрд. Коридор «Север-Юг» общей протяженностью в 556 км. обеспечит выход к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении. Проект «Север-Юг» инициирован Ираном и Россией и предполагает активизацию транспортных потоков, в том числе и за счет строительства новых транспортных коммуникаций по маршруту Россия-Иран-Индия.

Вернемся к железнодорожной составляющей коридора «Север-Юг». В рамках вхождения в ТС РЖД обещало вложить в железнодорожную инфраструктуру Армении 15 млрд. рублей. Как продолжение темы, напомним, что 13 апреля 2009 года президенты Армении и Ирана подписали соглашение о прокладке железной дороги Иран-Армения. Рассматриваемые варианты предусматривали варианты строительства протяженностью в 443 км, 449 км и 397 км. Тогдашний министр транспорта И.Левитин заявил: «железнодорожное сообщение между Арменией и Ираном вписывается в коридор «Север-Юг», и выход в Иран через Армению является важной составляющей этого коридора». Министр также заявил: «вопрос железнодорожного сообщения Армения-Иран надо рассматривать одновременно с восстановлением абхазского участка». Золотые слова. Но если еще и проявить политическую волю и от слов перейти к конкретным делам, использую свое влияние на Абхазию, и восстановить полноценную работу Транскавказской железной дороги, то сторонники евразийского пути развития стран СНГ получили бы самый весомый аргумент в непрекращающихся спорах с «евразийскими скептиками».

Что касается позиции ключевой страны коридора «Север-Юг» - Грузии, напомним: 8 ноября 2012 года уполномоченное лицо - госминистр Грузии по реинтеграции Паата Закареишвили в Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости, на конференции посвященной восстановлению железной дороги Ереван-Тбилиси-Москва заявил о готовности Грузии по крайней мере не препятствовать восстановлению дороги и не увязывать эту проблему с проблемами Абхазии и Южной Осетии. Еще более весомый аргумент - заявление Бидзины Иванишвили о присутствии политической воли к восстановлению железной дороги.

Важна позиция Абхазии, которая откровенно торпедирует восстановление своего участка. И никого не должны вводить в заблуждение дипломатичные заявление президента Абхазии А. Анкваба, что конкретных предложений по восстановлению пока не поступало, но если поступят их надо обсудить с народом Абхазии. Приходится напомнить г-ну Анквабу, что существенная часть народа Абхазии - армяне, которые были его избирателями, и которым, наверное не очень нравится, что их историческая Родина терпит неудобства по субъективным причинам. Есть и второй аспект. Армяне, составляющие существенную часть народа Абхазии (18%) подвергаются притеснениям, и армянские власти принципиально не вмешиваются во внутренние дела Абхазии. Но принципами можно ведь и поступится.

Артур ТОНОЯН – координатор РОПД «Север – ЮГ»