ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика С учетом вызовов и угроз
 
 

С учетом вызовов и угроз

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Выступая 27 февраля 2013 года на коллегии Министерства обороны РФ, Президент России Владимир Путин отметил, что динамика геополитической обстановки в настоящее время требует, чтобы уже в ближайшие три-пять лет российская армия вышла на «принципиально новый уровень возможностей», соответствующий внешним угрозам.

Что же сегодня происходит в мире? Геополитическое соперничество охватывает все новые регионы и сферы: на земле, в воздухе, в космосе. Интенсивно идет процесс передела мира, который сопровождается распадом многонациональных и возникновением новых государств, роспуском и воссозданием различных союзов, изменением политических режимов и территориальных границ.

Все это существенно повлияло на расстановку политических сил в мире и регионах: прежние союзники стали соперниками, противники – партнерами, все меньше насчитывается нейтральных государств.

Новая расстановка политических сил нарушила биполярный баланс сил и интересов, изменил характер, содержание и масштабы прежних опасностей и угроз. Во многих случаях из глобальных они трансформировались в региональные и локальные, приобретая все более комплексный характер.

Серьезную озабоченность мирового сообщества стали вызывать терроризм, наркобизнес, религиозный фанатизм, распространение оружия массового поражения, участились конфликты на национальной и этнической почве. Из примерно 180 стран, существующих в мире, только около 20 считаются этнически однородными, остальные в той или иной степени, обладают потенциалом конфликтности. Приблизительно из 160 зон этнополитической напряженности неурегулированными являются около 80.

В европейском регионе наиболее сильным полюсом мировой политики и экономики является Европейский Союз (ЕС). При едином внутреннем рынке с населением в 370 млн. человек ЕС имеет валовый национальный продукт, сопоставимый с американским и на треть превосходящий японский, контролирует 40% мировой торговли товарами и 30% услугами, располагает вторым после США научно-техническим потенциалом.

С каждым годом повышается военный потенциал США. Вооруженным силам США «нарезаны» новые сектора в различных регионах, включая постсоветское пространство, сформированы командования этих зон, отработаны варианты придания американским военным авантюрам характера международных «миротворческих операций» (Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия). Кроме того, американцы активно расширяют свое военное присутствие в мировом пространстве и сегодня вооруженные силы США имеют около 400 крупных баз и сотни объектов за рубежом.

На все планетарное пространство распространилась зона «ответственности» НАТО. Отчетливо наблюдается тенденция подмены роли Совета Безопасности ООН и ОБСЕ Североатлантическим альянсом, который претендует на роль ключевого элемента европейской системы безопасности.

Кардинальные геополитические изменения, произошедшие в европейских межгосударственных отношениях, привели к качественно новой военно-политической ситуации на европейском континенте, характеризующейся тем, что наряду со снижением угрозы широкомасштабной войны повысилась вероятность локальных вооруженных конфликтов на почве территориальных, этноконфессиональных и других разногласий.

Для современного этапа характерным стало общее понижение порога перехода от невоенных конфликтов к прямому вооруженному противоборству. Это объясняется исчезновением сдерживающих факторов, имевших место в период биполярной системы, когда существовала реальная, осознаваемая военно-политическим руководством государств опасность перерастания любого конфликта в большую войну со всеми ее катастрофическими последствиями.

Что угрожает в этой ситуации России?

К существующим и потенциальным опасностям для жизненно важных интересов РФ эксперты относят:

- наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;

- попытки установления контроля над ядерным потенциалом РФ;

- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности РФ с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр государственных границ;

- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик (Молдова, Азербайджан, Украина, государства Балтии), направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;

- ослабление политических связей РФ со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;

- вытеснение национальных интересов РФ из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);

- попытки ограничивать присутствие России на зарубежных рынках, в том числе на рынке вооружений, а также действия по ее вытеснению с них;

- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности РФ, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.

Определенное развитие ситуации может привести к тому, что эти опасности могут перерасти в военные угрозы, чему способствуют следующие факторы:

- частичная утрата РФ потенциала стратегического сдерживания (ядерного и обычного);

- проблемы в экономическом развитии России;

- реализация планов расширения НАТО и приближение инфраструктуры блока к границам России, создание глобальной системы ПРО США;

- наличие существующих и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России;

- распространение ядерных и других видов ОМП, средств его доставки и передовых технологий военного производства;

- постоянный рост наступательных возможностей вооруженных сил зарубежных государств в результате их оснащения новыми видами оружия и военной техники;

- активизация религиозного радикализма, этнического экстремизма и международного терроризма.

На современном этапе и в краткосрочно-среднесрочной перспективе потенциальная военная угроза для Российской Федерации заложена, прежде всего, в военно-политическом курсе США, которые, несмотря на официально декларируемый партнерский характер нынешнего этапа американо-российских отношений, неизменно рассматривают Россию под прицелом практически во всем спектре существующих и перспективных угроз американским интересам.

В фарватере Соединенных Штатов идут их европейские союзники. Прикрываясь лживой формулировкой, что «расширение НАТО необходимо для обеспечения безопасности в Европе и укрепления доверия внутри Европы», Запад в действительности проводит согласованный курс на то, чтобы закрепить выгодную для западных стран военно-политическую и экономическую ситуацию, образовавшуюся после распада СССР, сделать невозможным для России восстановление ее сфер влияния в Восточной Европе и ближнем зарубежье. США и НАТО особенно заинтересованы в ликвидации ядерного оружия РФ и существенном сокращении ее обычных вооружений, ослаблении или полном разрушении ОПК РФ.

В складывающейся расстановке военно-политических сил в мире, чтобы остаться суверенным и независимым государством, Российской Федерации необходимы Вооруженные Силы для нейтрализации существующих и потенциальных угроз национальной безопасности, укрепления своего влияния в решении проблем безопасности в Европе и во всем мире. При этом, по определению Владимира Путина, как отмечено выше, российская армия в ближайшие три-пять лет должна выйти на «принципиально новый уровень возможностей», соответствующий внешним угрозам.

Таким образом, наличие у России современных вооруженных сил является объективной необходимостью и важнейшим условием существования страны. В основе подхода к определению направлений строительства вооруженных сил РФ являются выводы из анализа военно-политической обстановки, тенденций развития вооруженной борьбы и вооруженных сил иностранных государств.

В настоящее время, как утверждает начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов, «развитие Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с уточненным планом их строительства на период 2011-2015 годов». В качестве первоочередной задачи решаются вопросы оснащения войск современным и перспективным вооружением. В соответствии с поставленными задачами доля современных образцов вооружения и военной техники (ВВТ) к 2015 году увеличится на 30%, а к 2020 году – до 70-100%. К сегодняшнему дню доля серийных поставок новых образцов ВВТ увеличилась с 6% до 16%.

Приоритет отдается стратегическим ядерным силам (СЯС) для поддержания их готовности, обеспечения стратегического ядерного сдерживания. Идет процесс их переоснащения на современные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс». Продолжается оснащение Вооруженных Сил перспективными атомными ракетными подводными лодками стратегического назначения, модернизированными самолетами Ту-160 и Ту-95МС.

Наращиваются возможности системы предупреждения о ракетном нападении: введена в строй РЛС в Лехтуси, поставлены на опытное боевое дежурство аналогичные РЛС в Армавире и Калининградской области. Планируется в 2013 году испытание новой РЛС в районе Иркутска.

В ВВС планируется поступление больших серийных партий фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34, многофункциональных истребителей Су-35С, боевых вертолетов Ми-28М и Ка-52, военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и Ил-476. Начались испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации – истребителя пятого поколения. В настоящее время в летных испытаниях участвуют четыре перспективных авиационных комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

В соединения ПВО поступят ЗРС С-400 и другие перспективные комплексы противовоздушной и противоракетной обороны.

Новыми многоцелевыми надводными кораблями дальней морской зоны (фрегаты) и ближней морской зоны (корветы), большими подводными лодками будет оснащаться Военно-Морской Флот.

Для расширения масштабов миротворческой деятельности Министерство обороны приступило к созданию сил специальных операций. Предполагается, что ССО (армейский спецназ) будут проводить спецоперации «для достижения политических и экономических целей» на территории других государств, в любой точке земного шара.

Оживают военные ВУЗы. В 2013 году планируется организовать набор в ВВУЗы в количестве 15,7 тысяч курсантов для обучения по программам высшего профессионального образования (подготовка офицерского состава) и среднего профессионального образования (подготовка сержантов контрактной службы). 1 сентября для обучения граждан, выбравших профессию защитника Родины, откроют двери 11 военных академий, один военный университет и их структурные подразделения в различных регионах страны.

На новый качественный уровень выводится система боевой подготовки войск. На стратегических учениях и маневрах последнего времени апробированы возможности межвидовых группировок войск на стратегических направлениях в военных действиях различного масштаба. В ноябре месяце планируется проведение совместно с вооруженными силами Белоруссии стратегического учения «Запад-2013″, на котором будут отработаны вопросы обеспечения безопасности союзного государства.

К выработке и обоснованию направлений дальнейшего развития российских Вооруженных Сил подключается весь военно-научный потенциал. Все сферы военной деятельности, направления продолжающейся военной реформы сопровождаются научными разработками и исследованиями. Новое руководство Министерством обороны РФ убеждено, что именно военная наука должна дать ответ на вопросы: какие Вооруженные Силы должна иметь Россия в соответствии с «динамикой геополитической обстановки» в мире на рубеже 2020-2030 годов, какова их структура, какое они должны иметь вооружение, развитию какого вида и рода войск отдать приоритет, в каких формах и способах применять войска и силы?

Александр Новик

"Военно-политическая аналитика"