ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика ОДКБ без Узбекистана
 
 

ОДКБ без Узбекистана

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Решение Узбекистана приостановить членство в ОДКБ породило массу комментариев и прогнозов. Спектр оценок очень широк – от заявлений о системном кризисе политики России на южных рубежах СНГ до утверждений, что без Узбекистана ОДКБ будет только лучше.

О планах Ташкента покинуть ОДКБ руководство России знало заранее. Об этом говорит и неожиданный визит в Ташкент Владимира Путина, посетившего столицу республики 4 июня, еще до визита в Казахстан и участия в саммите ШОС, и посещение российским послом Владимиром Тюрдневым узбекистанского МИД 22 июня, когда, по данным узбекских СМИ, и было принято решение покинуть ОДКБ, и выступления российских политиков и военных, утверждавших, что действия Ташкента были прогнозируемы. Спокойная реакция России вполне объяснима. Активного участия в деятельности ОДКБ Ташкент давно не принимал, а многие важные решения в сфере военно-политического сотрудничества им тормозились. С 1999 по 2006 г. ОДКБ уже действовала без Узбекистана. В этот период Ташкент участвовал в деятельности ГУУАМ – антироссийского блока, в состав которого также входили Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. После повторного вхождения Узбекистана в августе 2006 г. в ОДКБ, ставшего результатом подавления беспорядков в Андижане (май 2005 г.) и изоляции со стороны Запада, никаких существенных изменений в деятельности организации не произошло. Попытки России и других участников ОДКБ усилить взаимодействие в оборонной сфере встречали постоянное противодействие Ташкента. Узбекистан не принимал участие во встречах глав государств и министров обороны стран ОДКБ, не подписывал никаких документов, выступил против использования Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) для урегулирования кризисных ситуаций, воздерживался от координации действий ОДКБ с ШОС и ОБСЕ. В июне этого года Узбекистан, еще будучи членом ОДКБ, отказался пропускать через свою территорию военную технику Казахстана, следовавшую для участия в учениях ШОС «Мирная миссия-2012» в Согдийскую область Таджикистана. В итоге технику пришлось доставлять через территорию Киргизии.

Ограничения на деятельность ОДКБ накладывали и непростые отношения Узбекистана с соседями по Центральной Азии, прежде всего – Таджикистаном и Киргизией. Особенно сложными являются отношения Ташкента с Душанбе. Из-за планов последнего построить Рогунскую ГЭС состояние таджикско-узбекских отношений в последние годы напоминало холодную войну. Узбекистан блокировал пропуск железнодорожных составов в Таджикистан, а весной даже стянул к границе с соседней республикой бронетехнику. Не случайно наиболее позитивные оценки выхода Узбекистана из ОДКБ прозвучали именно из Таджикистана. По мнению исполнительного директора Общественного комитета по демократическим преобразованиям Таджикистана Парвиза Муллоджанова выход Узбекистана из ОДКБ не несёт для его страны никаких плохих последствий. «Наоборот, республика получает дополнительные плюсы в отношениях с Россией, под влиянием которой пока еще находится центрально-азиатский регион», - заявил он в интервью таджикскому информационному агентству «Азия плюс». Радость таджикских экспертов вполне понятна. В случае обострения конфликта с Таджикистаном Узбекистан будет иметь дело со всей ОДКБ, включая Россию и Казахстан. Устав организации предусматривает, что нападение на одного из ее участников рассматривается как нападение на всю организацию. Позиции Душанбе в его противостоянии с Ташкентом такой расклад только усиливает.

Не случайным оказалось и то, что Узбекистан не вышел из ОДКБ, а лишь «приостановил» членство в организации, заявив о намерении развивать сотрудничество на двусторонней основе. Такой подход, видимо, должен служить определенной страховкой на случай обострения отношений с Россией и/или Казахстаном. Именно на стремлении Узбекистана развивать двусторонние отношения акцентирует внимание узбекский политолог Бахтиёр Ергашев. Интенсификация российско-узбекских отношений в оборонной сфере вполне возможна в рамках не многосторонних объединений, показавших свою неэффективность, а двухстороннего формата, утверждает он. Приостановление членства Узбекистана в ОДКБ Б. Ергашев объясняет, прежде всего, разногласиями по поводу создания и использования КСОР. По его словам, Узбекистан изначально выступал за принятие решения об использовании КСОР только на основе консенсуса. Вариант, когда решение будет приниматься с согласия сторон, для которых соглашение об использовании КСОР вступило в силу, его не устраивал. Возражения Ташкента встретило и положение об использовании КСОР для урегулирования внутренних конфликтах в странах ОДКБ.

При этом в позиции Узбекистана есть принципиальное противоречие. Ташкент выступал как раз против тех положений, которые делают ОДКБ более эффективной. Главное, в чем сегодня упрекают организацию, – это отказ оказать помощь Киргизии во время ошских событий 2010 г. Однако подразделения КСОР на тот момент использоваться в Киргизии не могли, так как для этого не было международно-правовой базы. Сделать же ОДКБ более эффективной без усиления военной интеграции невозможно. Впрочем, возражения Ташкента вызывали не только принципы использования КСОР. Осенью прошлого года, например, он отказался подписывать документ с перечнем внешнеполитических тем, по которым участники ОДКБ должны выступать с единых позиций. Официальная причина выхода Ташкента из ОДКБ – неэффективность организации в вопросах афганского урегулирования - также выглядит неубедительно. Каким образом ОДКБ может действовать эффективно, если Узбекистан - ключевая страна региона - не только не участвует в создании коллективных военных структур, но и отказывается выступать с единых внешнеполитических позиций?

По борьбе с наркотрафиком, в неэффективности которой Б. Ергашев также упрекает ОДКБ, в последнее время предпринимаются заметные усилия. План противодействия афганским вызовам и угрозам, утвержденный ОДКБ в декабре, большей частью посвящен именно борьбе с наркотрафиком. Однако сам по себе выход же Узбекистана из ОДКБ лишь обострит наркоситуацию в Средней Азии. Об этом 3 июля заявил глава ФСКН Виктор Иванов. «Ключ этой проблемы - в Ферганской долине, где граничат три государства — Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, - отметил он - … Через Ферганскую долину идет самый интенсивный поток героина, это хаб, который рождает напряженность в регионе». Отсутствие взаимодействия с Узбекистаном, который граничит не только с Афганистаном, но и остальными четырьмя республиками Центральной Азии, борьбу с наркотрафиком усложнит.

Выход Ташкента из ОДКБ означает его переориентацию на США и НАТО. В последние годы англосаксы резко усилили свою дипломатическую активность в Узбекистане. Американцы планируют оставить Киргизии, Таджикистану и Узбекистану часть вывозимой из Афганистана военной техники, львиную долю которой рассчитывает получить Ташкент. Кроме того, в Узбекистане запущено несколько крупных экономических проектов с участием американских компаний, нацеленных на перехват инициативы в деловой сфере у России. Кроме того, Ташкент, по-видимому, получил от США гарантии военной, а возможно, и политической безопасности.

Новая геополитическая ситуация требует переосмысления и пересмотра политики России в Центрально-Азиатском регионе. Ведь сложности есть не только с Узбекистаном. С Таджикистаном РФ не может договориться о продлении сроков пребывания в республике 201-й военной базы, с Киргизией – о создании объединенной военной базы, передаче акций оборонного предприятия «Дастан» и т.п. Однако покинуть ОДКБ две последние страны вряд ли решатся. Поэтому результат выхода Узбекистана из ОДКБ может оказаться противоположным большинству нынешних прогнозов: организация станет более компактной, сплоченной и эффективной. При неблагоприятном сценарии южным рубежом ОДКБ станет граница Казахстана, а экономическая интеграция в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства будет усилена за счет военно-политической.

Александр Шустов

Источник: «Фонд стратегической культуры»