ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Полководцы Великой Победы и их военное наследие
 
 

Полководцы Великой Победы и их военное наследие

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

История войн учит, что ни одна армия, как бы хорошо она не была вооружена и обучена, не может победить без опытных военных руководителей и что для достижения победы нужно единство воли и действий сотен тысяч и даже миллионов людей, подчиненных единому командованию. Это — закон вооруженной борьбы. И Великая Отечественная война подтвердила, что победа или поражение определялись не только соотношением сил сторон, реальностью замыслов и планов, но и тем, кто командовал армиями, фронтами.

Готовя страну к возможной войне, укрепляя обороноспособность государства, руководство Советского Союза в 30-е годы уделяло большое внимание военным кадрам. В предвоенные годы расширялась сеть военных училищ, академий. В 1935 году впервые было введено звание Маршала Советского Союза, а в 1940 — генеральские и адмиральские звания.

Введение новых званий было значительным событием для армии и флота, сыграло немаловажную роль в укреплении авторитета командиров и начальников, повышении боеспособности войск. Разные люди составляли первую когорту советского генералитета. Были тут и те, чья боевая репутация сложилась еще в гражданскую войну, были и командиры, проявившие себя в боях у озера Хасан, на Халхин-Голе, на Карельском перешейке, были и не обстрелянные в боях.

Первыми Маршалами Советского Союза стали Блюхер, Буденный, Ворошилов, Егоров, Тухачевский. В 1940 году присвоено звание Маршала Тимошенко, Шапошникову, Кулику. 4 июня 1940 года постановлением СНК СССР звание было присвоено 966 генералам и 74 адмиралам.

Генералы 1940 года во время войны возглавляли крупные участки борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. 33 из них командовали фронтами. Многие являлись заместителями командующих фронтов, начальниками родов войск фронтов. Из этой категории выдвинулось более 120 командующих армий, 50 — заместителями и начальниками штабов армии, 130 командиров стрелковых, механизированных, танковых, авиационных корпусов, свыше 130 командиров стрелковых дивизий. То есть подавляющая часть генералов 1940 года — более 800 — участвовали в боях и сражениях в Великой Отечественной войне. Более 150 генералов, т.е. шестая часть тех, кто получил это звание в июне 1940 года, получили высокое звание Героя Советского Союза.

Победа в Великой Отечественной войне достигнута самоотверженными усилиями всего советского народа. Но для реализации этих целей, морального и духовного потенциала страны на полях сражений требовались и высокий уровень военного искусства вооруженных сил, полководцев и командиров всех степеней, начиная от Верховного Главнокомандующего, командующих фронтов и кончая командующими частей и подразделений.

Происходило непрерывное и ожесточенное стратегическое противоборство стран, противостояние военной мысли, военного искусства планирования и управления вооруженными силами. Полководец — это военачальник, руководящий во время войны вооруженными силами или оперативно-стратегическими объединениями.

В результате четырехлетнего противоборства двух стратегических линий, военных школ советское военное искусство продемонстрировало свое превосходство и обеспечило достижение победы над немецко-фашистской армией. Война еще раз подтвердила, что мало иметь разработанную теорию. Высокий уровень военного искусства предполагает развитое оперативно-стратегическое мышление, высокие организаторские и волевые качества. Во второй половине войны не только в стратегическом, но и в оперативно-тактическом звене каждый элемент решения, каждый практический шаг по подготовке операции был, как правило, всесторонне продуман, тщательно определены возможные варианты хода операции и необходимые меры на случай неблагоприятного развития событий. То есть подчиненные войска ставились в максимально благоприятные для выполнения возложенных на них задач условия.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда талантливых полководцев и военачальников. Глубокими знаниями военного дела, широтой стратегического кругозора и смелостью оперативных решений они намного превзошли генералитет фашистской Германии и милитаристской Японии. Разработанные ими — образец» операций по окружению и уничтожению крупных группировок противника, переход от обороны к наступлению, их непреклонность и твердость в руководстве войсками во многом обусловил нашу победу в минувшей войне.

Ставка Верховного Главнокомандования осуществляла стратегическое руководство вооруженной борьбой, ставила перед войсками военно-политические цели и задачи.

На фоне и в рамках всех этих операций в Великой Отечественной войне и одержанных побед формировалось полководческое искусство военачальников.

Командующий фронтом… Чтобы уяснить для себя хотя бы приблизительно масштаб его деятельности и всю глубину его ответственности перед страной, перед народом, надо, по-видимому, начать со значения слова «фронт».

В оперативно-стратегическое объединение вооруженных сил в годы войны, который назывался фронтом, входило от 3 до 9 общевойсковых армий, до 3 танковых, до 2 воздушных армий, танковые, механизированные, кавалерийские корпуса, десятки соединений и частей различных родов войск, а также многочисленные тыловые части, учреждения и службы, без которых невозможно было обойтись. Таким образом, фронт по тем временам — это сотни тысяч человеческих жизней, отданных в полное подчинение одному человеку — командующему.

Фронт должен наилучшим образом выполнить указания Ставки ВГК по подготовке и проведению оперативно-стратегической операции будь то оборонительного или наступательного характера.

Вот что такое командующий фронтом.

Одним из путей принижения военного искусства Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне — это дискредитация наших прославленных военачальников. Больше всего достается Сталину, Жукову. Поэтому разоблачение клеветы на наших полководцев, утверждение их доброго имени, творческое изучение полководческого наследия имеет не только научно-историческое, но и большое нравственно-воспитательное значение. И в наше время для белорусской армии вдохновляющий пример самоотверженного и доблестного служения своему Отечеству наших прославленных полководцев, их военное наследие нам особенно нужны. И мы должны как можно полнее, с учетом новых условий, творчески его использовать.

Можно и нужно критиковать конкретные просчеты и Сталина, и Жукова, и других деятелей и полководцев. Но никого огульно нельзя охаивать и очернять. Разве можно «отстранить» Верховного Главнокомандующего и отделить от наших побед во Второй мировой войне? Все нити управления страной были сосредоточены в руках Сталина. Ни один наш полководец времен войны в своих мемуарах не поставил под сомнение компетентность и полководческий дар Сталина. Чего стоят бредни, что война была, якобы, выиграна не благодаря, а вопреки Сталину?

Фальсификаторы истории стремятся объяснить блестящие победы Красной Армии не высоким уровнем советского военного искусства, а стечением случайных обстоятельств. Что это на самом деле не так, убедительно доказывают примеры творческого решения сложных стратегических и оперативных задач советскими военачальниками.

Командирское мастерство, решительность и воля к победе оценивались на фронте не только воинскими званиями, но и наградами. С двумя золотыми звездами Героя Советского Союза на груди закончили войну восемь маршалов или будущих маршалов. Столько же, восемь маршалов, награждены одной звездой Героя. Всего звания Героя Советского Союза удостоены 34 маршала, из них четверо — в довоенный период, 14 — в послевоенное время.

Среди имен выдающихся полководцев и военачальников, которые олицетворяли советскую школу военного искусства, особенно почетное место занимали кавалеры ордена «Победы». За годы войны из советских военачальников ордена «Победы» были удостоены (по порядку награждения): Г.К.Жуков, A.M.Василевский, И.В.Сталин, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, Ф.И.Толбухин, Л.А.Говоров, С.К.Тимошенко, А.И.Антонов, К.А.Мерецков. Жуков, Василевский, Сталин были награждены дважды.

В ходе войны главными отличительными чертами И.В. Сталина, как Верховного Главнокомандующего, были умение предвидеть развитие стратегической обстановки и охватывать во взаимосвязи военно-политические, экономические, социальные, идеологические и оборонные вопросы: выбор наиболее рациональных способов стратегических действий; соединение воедино усилий фронта и тыла; высокая требовательность и большие организаторские способности; строгость, твердость, жесткость управления и огромная воля к победе. Знавшие и близко работавшие со Сталиным авторитетные люди единодушно отмечали, что наиболее сильной его стороной, как Верховного Главнокомандующего, было его умение разбираться в сложных военно-политических вопросах, подчинять интересам политики решение экономических и стратегических вопросов. Хотя в этой области были крупные провалы, как это случилось с определением возможных сроков нападения Германии. Но в последующем были сделаны и крупные позитивные шаги.

Одним их коренных положений теории и практики военного искусства, которых придерживался Сталин, был тезис о решающем значении выбора главного удара для успеха в любой операции. Его ум и талант позволили ему в ходе войны овладеть оперативным искусством настолько, что, вызывая к себе командующих фронтов и разговаривая с ними на темы, связанные с проведением операций, он проявлял себя, как человек, разбирающийся в этом не хуже, а порой и лучше своих подчиненных. Обвиняют Сталина в некомпетентности, что он руководил войной, по глобусу, как заявил Хрущев. Приведу пример, опровергающий эту ложь. В октябре 1941г. Сталин вызвал к телефону командира танковой бригады полковника Катукова. Бригада находилась в районе Орла. Сталин, выслушав доклад Катукова о состоянии бригады, ставит задачу: немедленно погрузиться в эшелоны и двинуться в район Кубинки. Там выгрузиться и войти в подчинение командующего Западным фронтом. «Нужно защитить Москву» — сказал Сталин. Катуков выслушал, доложил, что задачу понял, но при этом считает нецелесообразным передислокацию железной дорогой. «Почему?» — спросил Сталин. Катуков докладывает, что в воздухе господствует немецкая авиация. Немцы легко могут разбомбить эшелоны. «Что Вы предлагаете?» — спрашивает Сталин. «Совершить марш своим ходом» — ответил командир бригады. Сталин подумал, коротко ответил: «Согласен. Выполняйте». Это что, руководство по глобусу?

На завершающем этапе Висло-Одерской операции в феврале 1945 года у ряда командиров возник соблазн без паузы продолжить наступление и на плечах отступающих немцев взять Берлин. Жуков, его штаб 1-го Белорусского фронта, Сталин, Ставка Верховного Главнокомандования проанализировали обстановку и пришли к выводу, что продолжать наступление и штурмовать Берлин сейчас нецелесообразно. Наступающие войска требуют пополнения людьми, техникой и вооружением, боеприпасами, горючим. Тылы отстали. Для пополнения и перегруппировки войск нужно время. Далее, правый фланг 1-го Белорусского фронта оголился. 1-й Белорусский фронт вырвался вперед, оставив 2-й Белорусский фронт справа сзади. На правом фланге фронта висела сильная группировка немцев группы «Висла». Немцы могли нанести сильный удар во фланг и тыл 1-го Белорусского фронта и этим сорвать наступление на Берлин. Было принято решение приостановить наступление, пополнить войска, перегруппировать их, подготовиться к операции по взятию Берлина. Наступление назначено на 16 апреля 1945 года. Это тоже руководство по глобусу?

Главное в деятельности Сталина состояло в том, что Советское государство именно под руководством Сталина разгромило фашистскую Германию и милитаристскую Японию и избавило свой и народы Европы, все человечество от угрозы фашизма.

Одна из наиболее ярких фигур полководцев Великой Отечественной войны – маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Имеется лишь один способ оценить деятельность полководца: выяснить, насколько результаты его усилий соответствует тем целям, которые он перед собой ставил. Если полководческое искусство Жукова оценивать именно с этой точки зрения, его деятельность не может не поражать. Это особенно видно на примере деятельности Жукова при защите блокированного Ленинграда, в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, на завершающем этапе войны.

Г.К.Жуков отличался довольно решительным и жестким характером, решал вопросы смело, брал на себя полную ответственность за ведение боевых действий. К разработке операций подходил творчески, оригинально определял способы действий войск.

Весьма актуально и для сегодняшнего дня размышления и указания Жукова по дальнейшему совершенствованию военно-научной работы. О его отношении к этой отрасли деятельности можно судить уже по тому, что было создано Главное военно-научное управление Генерального штаба и его начальником был назначен генерал армии В.В.Курасов. Была учреждена должность первого заместителя Министра обороны СССР по военной науке, на которую назначен A.M.Василевский.

Опыт прошлой войны, деятельность полководцев победы показали важность единства теории и практики. Развитие науки, в конечном счете, упирается в проблему реализации ее достижений, и решение этой проблемы остается наиболее сложной и злободневной.

Маршал Советского Союза A.M.Василевский на протяжении почти всей Великой Отечественной войны возглавлял Генеральный штаб. Он показал себя выдающимся военным стратегом и умелым организатором крупнейших операций Советских Вооруженных сил. Многотрудную работу начальника Генштаба он сочетал с систематическими выездами в войска в качестве представителя Ставки Верховного Главнокомандования и успешно координировал действия всех фронтов в выполняемых стратегических операциях.

Отличительной чертой Белорусской операции «Багратион» являлось четкое взаимодействие группы фронтов, каждый из которых решал часть общей стратегической задачи. В организации и поддержании этого взаимодействия большую роль сыграл A.M.Василевский, который по поручению Ставки вместе с Г.КЖуковым координировал действия фронтов, направляя их усилия для достижения общей цели.

В сражениях Великой Отечественной войны в полной мере проявил себя как талантливый военачальник маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский. Разносторонний жизненный опыт помогал ему хорошо понимать людей, быть внимательным к ним, проявлять о них заботу, находить способы удовлетворения их нужды. Вместе с тем он был человеком сильной воли, требовательным и суровым в сложной обстановке, умеющим приказать и добиваться безоговорочного выполнения отданных приказов. Рокоссовский умел руководить подчиненными так, что каждый офицер и генерал с желанием вносил в общее дело долю своего таланта.

Во всех операциях Рокоссовский умело управлял войсками. Его часто можно было видеть на переднем крае, среди солдат и офицеров. «Если долго не бываешь в окопах, — говорил он, — то появляется ощущение, словно какая-то важная линия связи оборвалась, и какой-то очень ценной информации не хватает».

Главной отличительной чертой полководческого таланта Рокоссовского, как и Жукова, была удивительная способность глубоко и всесторонне проникать каждый раз в суть конкретно сложившейся обстановки за противника, за свои войска, условий местности и других условий, и исходя из этого, находить соответствующие решения и действия. Причем он не просто реагировал на стихийно складывающуюся обстановку, а постоянно влиял на нее в нужном направлении путем обмана, дезинформации противника, применения неожиданных для противника способов действия, навязывания своей воли, удержания инициативы, а также умелым стимулированием действий своих войск.

Одним из наиболее ярких и талантливых полководцев, стремительно взлетевших на вершину военной службы во время Великой Отечественной войны, был генерал армии Черняховский Иван Данилович. И.Д.Черняховский был командиром новой формации, одним из первых овладевший современными для того времени технически оснащенными танковыми и механизированными войсками. Он понимал новый характер военной борьбы. Он отличался живым, глубоким умом, огромной энергией и работоспособностью, умением быстро схватывать и правильно оценивать любую самую запутанную обстановку, проявлять широкое творчество, находить неповторимые, уникальные решения, которые всегда оказывались для противника неожиданными.

Самый молодой из командующих войсками фронтов Черняховский дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден 4-мя боевыми орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1 степени, орденами Кутузова, Богдана Хмельницкого и другими.

Генерал армии Петров Иван Ефимович в годы войны командовал войсками Северо-Кавказского, 2-го Белорусского, 4-го Украинского фронтов, был начальником штаба 1-го Украинского фронта. Проявил большое мужество и полководческий талант при обороне Одессы, Севастополя, Северного Кавказа. Отличился умением решать сложные задачи ограниченными силами и средствами.

Одним из талантливых и выдающихся военачальников Великой Отечественной войны был генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов, уроженец Гродненской области. Так сложилась военная служба, что он ее проходил в основном на ответственных штабных должностях оперативного плана.

Ясный ум аналитического склада, широкая эрудиция, высокая оперативно-стратегическая подготовка, огромная энергия, большая работоспособность и организованность позволили Антонову занять достойное место в Генеральном штабе, а потом возглавить его.

Одной из замечательных отличительных черт Антонова состояла в том, что он работал всегда с большим предвидением. Генштаб был не только «рабочим органом Ставки», он был подлинным мозгом нашей армии.

Как говорил Г.К.Жуков, время не имеет власти над величием того, что мы пережили и совершили во время Великой Отечественной войны. Вместе с тем, он советовал извлекать уроки из прошлого. Много важных выводов и уроков можно извлечь из опыта военной деятельности всех наших полководцев. Их полководческое наследие сохраняет свою актуальность и в современных условиях. Но изучать и реализовывать его надо критически, творчески, с учетом новых задач и требований. Тогда оно, военное наследие полководцев, будет еще долго служить армии, делу защиты Отечества.

Какие уроки и выводы вытекают из наследия полководцев?

Первый урок – рациональное соотношение и состояние политики и военной стратегии. Как и войны прошлого, военные угрозы и вооруженные конфликты нашего времени порождаются различными экономическими, межнациональными, идеологическими, территориальными, религиозными и другими противоречиями. Но все они находят свое интегрированное отражение в политике. Политики в чистом виде не существует. Она может быть жизнеспособной только в том случае, если в совокупности учитываются все эти факторы, в том числе, интересы военной безопасности и обороны страны. Политика в любой области, и тем более, военной обречена на провал, если ее продолжение, осуществление поручается тем, кто не соответствует своему назначению.

Второй урок – повышение ответственности военных кадров за боевую готовность войск. Непременным условием согласованных политических и военных задач и успешной их реализации является повышение ответственности военачальников и военных кадров всех степеней за поддержание высокой боевой готовности войск. Накануне войны в 1941 году подготовленность страны в целом к обороне и боеспособность вооруженных сил были значительно выше, чем их боевая готовность. Поэтому всю мощь государства и армии в полной мере не удалось реализовать. Из этого должны быть извлечены уроки и для сегодняшнего дня.

Боеспособность и боевая готовность – это не одно и то же. Боеспособность – это степень вооруженности, укомплектованности, рациональной организации и управления, обученности и морального состояния личного состава.

Боевая готовность – способность немедленно приступить к выполнению боевых задач и максимальной полнотой реализовать свои потенциальные боевые возможности.

Не забывать, что в минувшую войну тяжелые потери Красная Армия понесла в начальный период войны не из-за недостатка боеспособности, а именно из-за низкой боевой готовности войск, которые должны были первыми отразить вражеское нашествие.

Вспоминая о трагических днях начала войны, Г.К.Жуков высказал мысль, не потерявшую значение и сегодня: «Каждый военачальник, допустивший неправильные действия, не имеет морального права уходить от ответственности и ссылаться на вышестоящих. Войска и их командиры в любой обстановке в соответствии с уставом должны всегда быть готовыми выполнить боевую задачу. Однако накануне войны, даже в ночь на 22 июня, в некоторых случаях командиры соединений и объединений, входивших в эшелон прикрытия границы, до самого последнего момента ждали указаний свыше и не держали части в назначенной боевой готовности, хотя по ту сторону границы был уже слышен шум моторов и лязг гусениц». Как актуальны эти мысли сегодня!

Агрессия НАТО против Югославии, Ирака стала знаковым историческим событием. Полностью пересматриваются итоги Второй мировой войны, а также Хельсинские соглашения о незыблемости послевоенных границ.

Ныне войны стали вестись не только вооруженными силами, но и народами с мобилизацией всех экономических и других возможностей стран. Война сопровождается не только вооруженной борьбой, но и экономической, дипломатической, идеологической и другими формами борьбы. Но все же основная суть специфики войны, главный ее признак — в применении вооруженного насилия. Война в подлинном ее смысле связана с военными действиями. Войны с применением одних лишь невоенных средств не может быть. Началом и окончанием войны считаются начало и прекращение военных действий. Во время войны, при решающей роли вооруженной борьбы, продолжаются и все другие формы борьбы, но они приобретают совсем иной, более ожесточенный и разрушительный характер.

Да, значение и удельный вес невоенных средств значительно возросли.

Главной их целью является дестабилизация обстановки в других странах вплоть до инспирирования внутренних волнений, массовых выступлений и восстаний, массовых террористических актов. Это мы видим на примерах Афганистана, Югославии, Таджикистана, Чечни. Наиболее острый характер приобретает информационное противоборство. Оно имеет целью деморализовать войска, население и парализовать волю другой стороны.

Информационная борьба подготавливает и сопровождает политико-дипломатические и военные действия. Информация и информационные технологии становятся все более действенным оружием. Возникает возможность достижения политических целей, политического, экономического и духовного «покорения» народов и стран, навязывание им угодных для ведущих держав моделей развития без применения силы — путем ведения целенаправленной дипломатической, информационной, идеологической, психологической и иных форм борьбы.

Военная сила придает больший вес политико-дипломатическим, экономическим акциям. На примере последних событий видно, что главной особенностью международного противостояния и войн 21-го века будет еще более тесное переплетение социально-политических, экономических, информационных и военных действий.

Сегодня, когда в регионе складывается непростая военно-политическая обстановка, особенно велика роль Вооруженных Сил республики Беларусь в обеспечении военной безопасности государства, являясь инструментом предотвращения войны, вооруженные силы должны адекватно реагировать на возможные угрозы. При этом важно использовать опыт Великой Отечественной войны, военное наследие полководцев Победы.

Беляев Н.Н., генерал-майор в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, член Военно-научного общества при государственном культурно-досуговом учреждении «Центральный Дом офицеров Вооруженных Сил Республики Беларусь»

Источник: «Военно-политическое обозрение»