ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Политика ОДКБ и ШОС в регионе Южного Кавказа
 
 

Политика ОДКБ и ШОС в регионе Южного Кавказа

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Тенденции и динамика развития военно-политической ситуации в Кавказском, Центральноазиатском, Ближневосточном и Средиземноморском регионах в 2008-2011гг., наиболее значимыми составляющими которой стали:

- война в Южной Осетии и Абхазии (2008г.);

- «революция тюльпанов» в Киргизии (2010г.);

- волна «арабских революций» (с начала 2011года);

- постепенное, но стабильное нарастание напряженности вокруг иранской ядерной программы, –

вынуждают Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) все больше учитывать в своей деятельности новые военные, политические, экономические и гуманитарные риски, а также оперативно адаптировать свои организационно-управленческие структуры для адекватного реагирования на угрозы стабильности и безопасности в зонах их ответственности – и прежде всего в Кавказском и Центральноазиатском регионах.

Однако разный состав участников, различия в объявленных приоритетах деятельности этих двух организаций определяют наличие в оценке ими этих событий, в формах и методах реагирования на них определенных, порой весьма существенных, нюансов.

Это проявилось, в частности, в более однозначной, хотя и не полной, поддержке действий России в войне в Южной Осетии и Абхазии со стороны официальных структур ОДКБ, нежели в довольно сдержанной официальной реакции на эти события Шанхайской организации сотрудничества.

Так, в пункте 3 Душанбинской декларации государства-члены ШОС лишь «выражают глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью вокруг югоосетинского вопроса и призывают соответствующие стороны путем диалога мирно разрешать существующие проблемы, прилагать усилия к примирению и содействию переговорам. Государства-члены ШОС приветствуют одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе»[1].

Эта сдержанность и обтекаемые формулировки официального заявления вызваны не столько местом проведения саммита (два саммита этих организаций состоялись с интервалом всего в одну неделю; саммит ШОС – 28 августа в Душанбе, а саммит ОДКБ – 5 сентября 2008г. в Москве), сколько тем, что:

- хотя четыре государства-члена ОДКБ (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) одновременно являются и участниками ШОС, в ней, в отличие от ОДКБ, нет явного и единоличного лидерства России;

- кризис в российско-грузинских отношениях сам по себе не затронул ключевых интересов большинства членов этих организаций, помимо собственно России;

- у Китая, как и у Грузии по отношению к Ю.Осетии и Абхазии, имеются схожие проблемы в Тибете и Синьцзян-Уйгурском Автономном районе (СУАР);

ОДКБ как военно-политическая организация более ориентирована на решение проблем так называемой «жесткой» безопасности, чем ШОС, отдающая в своей деятельности предпочтение экономическому сотрудничеству.

Поэтому даже такая сдержанная поддержка ШОС, высказанная Москве в официальном документе, является, по-видимому, в сложившейся ситуации максимально возможной.

В целом, необходимо отметить и тот факт, что этот кризис в российско-грузинских отношениях существенно не затронул, ввиду своей локальности и краткосрочности военной фазы, стратегических интересов государств-членов ОДКБ или ШОС. Чего нельзя сказать о череде кризисов 2010-12гг., которые несут в себе гораздо более высокий потенциал угроз военно-политического, экономического и гуманитарного характера.

Китай, последовательно и настойчиво внедряясь на рынки Центральной Азии, практически только к 2009-10гг. завершил построение инфраструктуры газо- и нефтепроводов из этого региона[2], призванных не только в какой-то мере удовлетворить растущие потребности в энергоносителях бурно развивающейся китайской экономики, но и диверсифицировать географию энергетического импорта КНР – не в последнюю очередь для уменьшения возросших в последние годы военно-политических рисков в нефтедобывающих регионах Ближнего Востока.

Риски экономического характера, связанные, в первую очередь, с альтернативой поставок энергоносителей из этого региона в Европу, хотя и не исчезли полностью, но существенно снизились, что было обусловлено:

- вводом в строй трубопроводов в направлении Китая;

- подписанием новых и пролонгацией ранее заключенных контрактов на поставку нефти и газа, теперь уже с жестким юридически обязательным выполнением взятых сторонами на себя обязательств;

- долгосрочным совпадением интересов Пекина и Москвы по недопущению строительства транскаспийских трубопроводов. Тем самым перспектива получения Азербайджаном дополнительных доходов от транзита центральноазиатской нефти и газа, значительная часть которых была бы направлена им на довооружение своих силовых структур, становится все более призрачной;

- ситуативным совпадением интересов Китая и России по недопущению роста объемов поставок газа из ЦА в Европу, где он становится прямым конкурентом российскому, особенно в условиях снижения темпов роста европейской экономики, вызванного глобальных экономическим кризисом.

С этими, по сути экономическими, проблемами Китай мог бы справиться и сам, действуя исключительно экономическими методами.

Однако, решив, хоть и частично, экономическую проблему, Пекин повысил свою чувствительность к процессам, которые могут повлиять на стабильность ситуации в государствах-поставщиках и транзитерах нефти и газа из Центральной Азии.

Эти новые риски носят уже военно-политический характер и требуют более жесткого реагирования, с обязательной силовой, а часто и военной компонентой.

Безусловно, Пекин в состоянии исключить или приуменьшить степень воздействия большинства из них, используя в одностороннем порядке свои собственные ресурсы, силы и средства, но в создавшейся ситуации у него есть более изящное решение проблемы: используя в своих интересах имеющиеся возможности ОДКБ.

Это позволит Пекину сохранить за собой имидж приверженца политики «мягкой» силы, а за ШОС – статус преимущественно экономической организации; Москве – как лидеру ОДКБ – несколько укрепить свои позиции в непростом соперничестве с Пекином за лидерство в Шанхайской организации.

Этот сценарий более чем жизнеспособен, поскольку сравнение действующих или перспективных вызовов военно-политического характера, стоящих перед Москвой и Пекином в Кавказском и Центральноазиатском регионах, свидетельствует о том, что они практически совпадают. Различия имеются только в степени их значимости для обоих государств и приоритетов в последовательности их преодоления.

Как представляется, основными из них являются:

- активизация деятельности экстремистских и террористических группировок на Северном Кавказе РФ, при оказании идеологической, материально-технической и финансовой поддержки со стороны международных исламистских террористических организаций;

- возобновление полномасштабных боевых действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта;

- резкая эскалация напряженности и осуществление военной операции против Исламской республики Иран. Кроме очевидных негативных последствий для региона Южного Кавказа это нанесет очень ощутимый удар по экономике КНР: Иран является третьим по значению поставщиком нефти на китайский рынок;

- распространение джихадистских настроений в государствах Центральной Азии; как наиболее вероятный сценарий – талибанизация региона или его части, перспективы которой станут более реальными после запланированного на 2014г. вывода войск Коалиции из Афганистана;

- сохранение и даже увеличение наркотрафика из Афганистана и Центральной Азии;

- усиление протурецких настроений в регионах с проживанием этнически тюркского населения – как на территории РФ, государств Центральной Азии, так и в СУАР КНР;

- распространение волны «арабских революций» в виде активизации происламских и происламистских движений на некоторые регионы РФ, Южного Кавказа (в основном, Азербайджана, а также азербайджанонаселенных регионах Грузии), государств Центральной Азии, а также Китая;

- угрозы безопасности странам всего региона информационного характера, тесно увязанные с военно-политическими вызовами самого широкого спектра.

Все эти угрозы имеют отношение и к проблеме обеспечения национальной безопасности Республики Армения, причем большинство из них – самое непосредственное.

ОДКБ уже осуществляет адекватное реагирование на эти действующие и потенциальные угрозы военно-политического характера, не ожидая поддержки и не особо согласовывая свои действия с ШОС. Хотя по целому ряду программ, особенно касательно борьбы против так называемых «трех зол» – терроризма, религиозного экстремизма и сепаратизма, ОДКБ и ШОС с каждым годом координируют свою деятельность все теснее.

В настоящее время ОДКБ более оперативно совершенствует свою нормативную базу, структуры управления и оперативного реагирования под решение задач адекватного реагирования на современные угрозы военно-политического, природно-техногенного и гуманитарного характера.

За годы с момента подписания Договора о Коллективной безопасности в 1992г. государства-участники воплотили идею обеспечения коллективной военной безопасности в создание международной региональной организации, нацеленной на пресечение всего спектра современных угроз – как симметричного, так и асимметричного характера.

Наиболее высокую динамику адаптации к современным угрозам стабильности и безопасности ОДКБ продемонстрировала в 2010-11гг.

Весной 2010г. трагические события, в которые трансформировалась «революция тюльпанов» в Киргизии, наглядно показали, что у ОДКБ фактически нет механизма, который бы позволил организации оперативно реагировать на такие кризисные ситуации[3]. В сжатые сроки такой механизм был создан, все необходимые изменения и дополнения в нормативную базу ОДКБ были внесены.

На декабрьском саммите ОДКБ 2011г. было принято принципиально важное решение о неразмещении на своей территории военных баз третьих стран без общего согласия[4].

Хотя отсутствие общепринятого определения, что именно подпадает под понятие «военная база», и оставляет подписантам возможность по-разному идентифицировать некоторые военные объекты, например, двойного или логистического назначения; имеющие функции обучающего или гуманитарного характера и т.д.

В декабре 2011г. президенты государств-членов ОДКБ подписали целевую программу оснащения КСОР современными образцами вооружения и военной техники, рассчитанную на реализацию в течение трех лет, начиная с 2012г.[5] В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время в Армении реализуется пилотная программа в сфере военно-технического сотрудничества между Арменией и Россией. По словам Генерального секретаря ОДКБ Н.Бордюжи, «уже согласованы четыре проекта по созданию сервисных центров в Ереване, которые будут обслуживать технику ВС Армении»[6].

В контексте адаптации к новым вызовам безопасности, ОДКБ ведет постоянное изменение и дополнение реестра Коллективных Сил. Поскольку перед КСОР стоят задачи, в том числе и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в состав этих коллективных сил теперь будут включены и подразделения по борьбе с наркоугрозой.

Начата работа по согласованию документов, регламентирующих реагирование на угрозы национальной безопасности государств-членов в виде попыток насильственного изменения конституционного строя.

С учетом опыта применения в ходе «арабских революций» определенных информационных технологий были приняты соответствующие решения по обеспечению информационной безопасности.

В 2011г. ряд государств-членов ОДКБ ратифицировали протокол о внесение изменений в регламент ОДКБ[7] касательно отмены принципа принятия решения только в случае достижения консенсуса. С этого момента если какой-то участник выступает против определенного решения или воздерживается, то лишь освобождается от ответственности за его последствия[8]. Это нововведение делает ОДКБ значительно гибче в вопросах обеспечения безопасности государств-членов и напрямую касается Армении.

До принятия этой поправки фактор членства РА в ОДКБ (в которую помимо Армении входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) практически сводился лишь к возможности приобретения вооружения и военной техники (ВВТ) российского производства по преференциальным, внутрироссийским ценам, и ни о каком задействовании статьи № 4 Договора[9] говорить не приходилось.

Здесь был важен даже не сам факт гипотетически возможного вовлечения в боевые действия, в первую очередь, размещенных на территории Армении ВС РФ, а возникновение нежелательного для Москвы политического кризиса ОДКБ, когда другие государства-члены организации, скорее всего, заняли бы (в основном, по экономическим (нефтегазовым) и конфессиональным причинам) нейтральную позицию по отношению к военному конфликту между Азербайджаном и Арменией.

Сейчас же оказание своевременной, действенной и масштабной помощи со стороны если не всех, то некоторых ответственных членов ОДКБ, при недеятельном нейтралитете остальных, оказывается более реальным.

Хотя ОДКБ, по словам Генерального секретаря Организации Н.Бордюжи, и не намерена вмешиваться в процесс урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, поскольку механизмы по его решению запущены в рамках другой международной структуры – Минской группы ОБСЕ, в то же время: «Мы мониторим ситуацию, мы ее отслеживаем, понимая, что Армения – наш союзник». И в случае эскалации конфликта и возникновения кризисной ситуации между его сторонами, «у нас есть потенциал, связанный с применением сил или оперативных подразделений по противодействию. Но сегодня говорить, в какой форме может быть оказана помощь, я не могу, поскольку нужно это говорить исходя из конкретной обстановки. Но я еще раз повторяю, Армения получит всю необходимую помощь как полноправный член ОДКБ»[10].

Отработке конкретных мероприятий и координации совместных усилий по недопущению и адекватному оперативному реагированию на возможную эскалацию военной, военно-политической, оперативной и гуманитарной ситуации в зоне Нагорно-Карабахского конфликта и во всем регионе Южного Кавказа в результате возобновления боевых действий вдоль линии соприкосновения и/или осуществления Израилем в одностороннем порядке или силами коалиции государств военной операции против Ирана и будут, в основном, посвящены широкомасштабные учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», которые пройдут на территории Армении в период с 5 по 8 сентября с.г. Общее руководство при подготовке и проведении учения будет осуществляться министром обороны Армении.

***

В целом, можно констатировать, что долгосрочная политика как ОДКБ, так и ШОС в регионе Южного Кавказа объективно совпадает с интересами Республики Армения, а неконфликтное соперничество за лидерство в ШОС между Москвой и Пекином, по крайней мере на современном этапе, не служит препятствием для конструктивного взаимодополнения потенциалов этих двух организаций в деле достижения региональной стабильности и безопасности.

Сергей Саркисян

Источник: Научно-образовательный фонд «Нораванк»


1 Душанбинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, 29 августа 2008г., http://russian.people.com.cn/31519/6489025.html.

2 В 2009г. состоялась официальная церемония открытия газопровода Туркменистан-Китай, а в 2010г. – нефтепровода Казахстан-Китай,

3 ОДКБ: комплексный взгляд на безопасность. Интервью с Семериковым В.А., заместителем Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), http://www.dkb.gov.ru/d/bza.htm.

4 http://www.regnum.ru/news/1484812.html, 28 декабря 2011г.

5 ОДКБ: комплексный взгляд на безопасность. Интервью с Семериковым В.А., заместителем Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), http://www.dkb.gov.ru/d/bza.htm.

6 http://www.regnum.ru/news/1501577.html, 21.02.2012.

7 Парламент Армении ратифицировал его 25 октября 2011г.

8 http://www.regnum.ru/news/1459434.html, 25.10.2011.

9 Согласно статье 4 Договора о коллективной безопасности, «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН…».

10 Газета «Голос Армении», 25 февраля, 2012г., http://www.golosarmenii.am/ru/20232/home/16924/.