ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Арктический прицел Пентагона
 
 

Арктический прицел Пентагона

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

США наращивают военную активность за Северным полярным кругом

ВВС США заключили с компанией Northrop Grumman контракт на модернизацию спутниковой связи в Арктике. Northrop Grumman разработает новое программное обеспечение для наземного сегмента системы спутниковой связи, а также поможет расширить возможности двух американских спутников связи.

Модернизация спутниковой связи – лишь одно из направлений по совершенствованию военной инфраструктуры и наращиванию присутствия американских вооружённых сил в Арктическом регионе. В последнее время Пентагон значительно активизировал свои действия в этом плане. Свидетельством тому стала и новая «Арктическая стратегия» (Arctic Strategy), которая была разработана военным ведомством и 6 июня размещена на его сайте в форме доклада конгрессу США.

Как отмечается в ней, сегодня Арктика переживает «эру стратегической конкуренции». В связи с этим Соединённые Штаты опасаются «углубления и усиления» определённых стратегических тенденций, которые могут стать для Америки настоящей проблемой. В частности, разработчики стратегии считают, что «развитие событий в Арктике потенциально может прямо или косвенно ограничить возможности минобороны перемещать силы по миру и в более широком смысле отрицательно повлиять на достижение стратегических целей США, связанных с соперничеством с Китаем и Россией в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе».

Судя по содержанию стратегии, США пристально следят за российской и китайской деятельностью в Арктике. Причём по сравнению с предыдущими подобными докладами, в нынешнем документе Китаю выделено особое место. «…Китай стремится участвовать в управлении Арктикой. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» КНР увязывает свою экономическую деятельность в Арктике с более широкими стратегическими целями», – утверждается в докладе Пентагона. При этом указывается, что со временем Пекин может укрепить свои военные позиции в Северном Ледовитом океане.

Одно из отличий новой стратегии состоит в том, что США теперь рассматривают регион как коридор стратегического взаимодействия, простирающийся от Индо-Тихоокеанского до Европейского театров. Интересно также, что в докладе не содержится прямого упоминания проблемы изменения климата. Министерство обороны лишь косвенно признаёт его влияние на операции в Арктике, указывая, что отсутствие понимания климатических изменений в регионе создаёт проблемы для планирования будущих оперативных потребностей.

Цели же США в регионе авторы стратегии описывают такими общими фразами, как «поддержка устойчивой инфраструктуры», «уточнение позиции по Арктике» и «обеспечение осведомлённости об обстановке». При этом министерство обороны будет продолжать тщательное изучение геостратегических особенностей региона, что необходимо для проведения здесь операций в будущем и создания инфраструктуры, которая позволит США противостоять вероятному противнику как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими странами.

Командование ВМС США рассматривает вопрос об отправке разнородной группы боевых кораблей за Полярный круг

Новая стратегия также не конкретизирует меры, которые Пентагон намерен предпринять для выполнения задач, стоящих перед ним в Арктике. Однако и без этого американским военным ведомством в последнее время было уже столько заявлено, что без особого труда выстраивается целая программа будущих действий по расширению военного присутствия США в Арктике.

Так, в повестку дня поставлен вопрос о создании ледокольного флота, поскольку в настоящее время США располагают лишь одним тяжёлым ледоколом Polar Star (1976 год постройки) и одним средним ледоколом Healy. Планируется располагать не менее чем шестью патрульными ледоколами. С этой целью береговая охрана США заключила в апреле контракт на поставку первого корабля водоизмещением 33 тыс. тонн. Ледокол будет построен до июня 2024 года, второй и третий – к ноябрю 2027 года. Строительство первого ледокола будет произведено на средства из бюджета ВМС США, хотя береговая охрана подчиняется министерству внутренней безопасности.

В июне комитет по вооружённым силам сената обязал Пентагон и береговую охрану определить место или несколько мест для стратегического порта в Арктике. На решение этого вопроса отведено 90 дней.

Командование ВМС разрабатывает план по возобновлению работы военной базы Адак на Аляске. Она активно использовалась во времена холодной войны. На ней разместят корабли и противолодочные самолёты Р-8 «Посейдон» для слежения за атомными подлодками, базирующимися на Камчатке.

Пентагоном может быть использован и наиболее близкий к России остров Атту, на котором до 2010 года работала радионавигационная система LORAN для координации действий ВМС США и Великобритании. Как и на острове Адак, на Атту есть аэродром.

Значительное место в арктической стратегии США занимает Норвегия. На её территории по договорённости с Осло находится подразделение американской морской пехоты, численность которого может составить 700 человек, а на авиабазе Аннейя – самолёты Р-8 «Посейдон». Кроме того, ведётся обновление портового терминала Гротсунд для обеспечения приёма атомных подводных лодок США, а на острове Вардё завершается строительство РЛС «Глобус-3», которая станет составной частью усилий по развёртыванию глобальной системы ПРО США.

Наконец, ещё одним направлением в арктической программе Пентагона является увеличение числа военных учений и тренировок. Они необходимы, по словам министра ВМС Ричарда Спенсера, чтобы американские военнослужащие поняли, «каково это – работать в таких условиях». В начале января Спенсер заявлял о том, что летом этого года командование ВМС примет решение об отправке разнородной группы боевых кораблей за Полярный круг. Осенью прошлого года, напомню, в рамках учения НАТО «Единый трезубец – 2018» у берегов Норвегии американский авианосец впервые за 27 лет уже пересекал Полярный круг.

Андрей Кисляков, «Красная звезда»