Вы здесь: Home Аналитика Правовое измерение деятельности военных биолабораторий США
 
 

Правовое измерение деятельности военных биолабораторий США

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В качестве одной из угроз безопасности российское политическое руководство страны видит расширение сети военно-биологических лабораторий США на территориях соседних с Россией государств. Об этом сказано в п. 19 действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[1]. В этом же положении данного документа говорится о сохранении риска распространения и использования химического оружия, а также о неопределенности относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства. Следовательно, вполне возможно, что российское руководство рассматривает военно-биологические лаборатории США не только как угрозу саму по себе и как дополнительный инструмент в руках американской администрации, но и как источник получения химического и/или биологического оружия в странах их пребывания.

Проблема функционирования военных биолабораторий или (как их ещё называют) референс-лабораторий сложна тем, что носит практически закрытый характер. «Прозрачной» их деятельность назвать нельзя. Поэтому в опубликованных экспертами и исследователями работах по данной тематике так много гипотез, предположений и каждый новый факт на вес золота. Между тем, реальность и серьёзный уровень этой угрозы не должны вызывать сомнений.

Специалисты отмечают, что руководство США пытаются путём размещения своих военных биолабораторий за рубежом избежать нескольких для себя проблем. Во-первых, это позволяет не опасаться протестов американской общественности, а во-вторых, обходить имеющиеся международные договоренности о запрещении биологического и токсинного оружия, в т. ч. в части, касающейся отказа в посещении расположенных за рубежом лабораторий представителями отдельных, несогласных с такими действиями США стран[2].

В таких условиях встаёт вопрос о возможностях противодействия угрозы военных биолабораторий, предоставляемых современным международным правом. В 1975 году вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 16.12.1971 г.[3]. Правительства сразу трёх стран (США, Великобритании и Советского Союза) были объявлены депозитариями настоящей Конвенции (п. 2 ст. XIV).

Уже сам факт курирования и финансирования деятельности референс-лабораторий со стороны Министерства обороны США является основанием для подозрения нарушений самого главного запрета, установленного Конвенцией 1971 года, а именно на осуществление деятельности в военных целях. Речь идёт об обязанности никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы ни было их происхождение или метод производства (п. 1 ст. I). Указанный запрет касается таких видов микробиологических и иных биологических агентов и токсинов, а также их таких количеств, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей (п. 1 ст. I). Помимо этого запрет касается так же оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооружённых конфликтах (п. 2 ст. I). Конвенция ориентирует государства на сотрудничество исключительно в мирных целях. Они обязуются способствовать, возможно, самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании бактериологических (биологических) средств и токсинов в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене (ст. X). На государства возложена обязанность по возможности сотрудничать в оказании содействия, в индивидуальном порядке или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшей разработке и применению научных открытий в области бактериологии (биологии) для предотвращения болезней или для других мирных целей (ст. X).

Размещение Соединёнными Штатами своих референс-лабораторий за рубежом также противоречит положениям вышеприведённой Конвенции. Она обязывает каждое государство уничтожить или переключить на мирные цели, как можно скорее, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, указанные выше, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией или контролем (ст. II). Каждое государство также обязуется в соответствии со своими конституционными процедурами принять необходимые меры по запрещению и предотвращению разработки, производства, накопления, приобретения или сохранения агентов, токсинов, оружия, оборудования и средств доставки не только в пределах территории такого государства, но и территории под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было (ст. IV). Таким образом, запрет распространяется не только на военную деятельность государства с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами на своей территории, но и за её пределами. При выполнении данных положений Конвенции должны быть приняты все необходимые меры предосторожности с целью защиты населения и окружающей среды.

На государства-участников Конвенции 1971 года возлагается обязанность не передавать кому бы то ни было ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международные организации к производству или к приобретению каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия (ст. III). Указанный запрет в первую очередь касается стран, предоставляющих свои территории для размещения референс-лабораторий США. Более того, условия размещения подобных структур на территориях государств, исключающих какой-либо контроль с их стороны за деятельностью военных биолабораторий, противоречит ещё и их суверенитету, а также ряду конституционных положений. Так, например, согласно положениям действующей Конституции Республики Казахстан 1995 года[4] государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ч. 1 ст. 31), а сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, признаётся основанием для привлечения к ответственности в соответствии с законом (ч. 2 ст. 31). Конституция Казахстана обязывает публиковать все законы, международные договоры, участником которых является республика, а в качестве обязательного условия применения нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, объявляет их официальное опубликование (ч. 4 ст. 4). Как известно, условия функционирования референс-лабораторий США на основе двусторонних соглашений с государством их размещения, для общественности раскрыты не полностью и затрагивают напрямую вышеуказанные права граждан. Или, например, в соответствии с новой редакцией Конституции Республики Армения[5] государство стимулирует охрану, улучшение и восстановление окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов руководствуясь принципом устойчивого развития и с учётом ответственности перед будущими поколениями (ч. 1 ст. 12), а так же обязывает каждого проявлять заботу об охране окружающей среды (ч. 2 ст. 12). Так, новая редакция армянской Конституции гарантирует, что никто не может быть подвергнут научным, медицинским или иным опытам без своего свободно и чётко выраженного согласия и что человек предварительно извещается о возможных последствиях таких опытов (ч. 4 ст. 25). Закрытый характер деятельности референс-лабораторий, предусматривающий отсутствие публичной отчётности перед правительствами и общественностью в государствах их размещения уже представляет собой достаточное основание подозревать организацию опытов над населением без их согласия в масштабах не просто отдельных стран, но и целых регионов.

Конвенция 1971 года не просто ориентирует, но обязывает государства консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении цели или в связи с выполнением положений данного международного договора (ст. V). Такие консультации и сотрудничество могут также предприниматься путём использования соответствующих международных процедур в рамках ООН. Отдельно оговаривается право государства обращаться с жалобой в Совет Безопасности ООН в случае нарушения приведённых международных обязательств другими государствами (ст. VI). Такая жалоба должна содержать все возможные доказательства, подтверждающие её обоснованность, и просьбу о её рассмотрении Советом Безопасности. В случае, если жалоба принимается к рассмотрению, то у всех государств-участников Конвенции возникает обязанность сотрудничать друг с другом и оказывать всяческое содействие расследованию, предпринимаемым Советом Безопасности. Однако эффективность подобных мер может быть сведена к нулю правом вето США, которым они обладают в качестве постоянного члена Совета Безопасности. К тому же Конвенция 1971 года является продуктом ялтинско-потсдамской системы международного права, покоившейся на биполярной основе международных отношений. В результате распада Советского Союза система международного права подверглась серьёзной разбалансировке и на нынешнем этапе перехода к многополярному миру, который окончательно ещё не сложился, действия России по оказанию давления на США через такие институты универсального международного права как ООН и Совет Безопасности могут оказаться не эффективными. Поэтому более результативным представляются дипломатические усилия на региональном уровне.

Ряд экспертов сравнивают деятельность военных биолабораторий США с размещением вокруг границ России систем противоракетной обороны, а сами эти лаборатории именуют либо «биоПРО»[6], либо «биологической системой обороны (БСО)». И если элементы классической ПРО размещены (либо такое размещение готовится) исключительно в странах-членах НАТО, то военные биолаборатории базируются не просто в странах-членах СНГ, но и на территориях ближайших союзников России по ОДКБ. Поэтому следует согласиться с предложениями авторов, которые предлагают России сосредоточиться в первую очередь на заключении двусторонних и многосторонних соглашений в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС об исключении деятельности военных биологов третьих стран на их территориях и расширения сотрудничества с КНР и Ираном в вопросах биологической защиты[7]. Начать можно, например, с ОДКБ и задействования механизмов политических консультаций, предлагаемых Договором о коллективной безопасности[8] и Уставом Организации[9]. Почему бы не поставить вопрос об угрозе референс-лабораторий в странах-членах ОДКБ на Совете коллективной безопасности, объединяющем глав государств? Российская Федерация имеет на это право ввиду обязанности членов ОДКБ не принимать участие в действиях, направленных против другого государства-участника. К этому же располагает и Стратегия коллективной безопасности на период до 2025 года[10], которая среди внешних угроз и вызовов упоминает распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконный оборот относящихся к ним материалов (п. 3.1). Одной из стратегических задач ОДКБ до 2025 года в политической области объявлено участие в консолидации международных усилий в сфере разоружения, в т. ч. противодействия распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки (п. 5.1). Одним из приоритетов в сфере внешнеполитического взаимодействия государств – членов ОДКБ будут совместные действия, направленные на соблюдение и укрепление режимов таких международно-правовых инструментов, как Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (п. 6.1).

Одновременно работа должна идти на двусторонней основе с соседними странами с привлечением инструментария «мягкой» силы, вовлечения общественности в обсуждение проблем функционирования биолабораторий в военных целях, привлечения профессиональных биологов, химиков и иных специалистов в совместные с Россией программы и так далее.

Даже если предположить, что проблема функционирования военных биолабораторий преувеличена, она сама по себе представляет прекрасный инструмент политического давления на элиты стран их размещения, часть из которых члены ОДКБ и ЕАЭС.

Армен Айрапетян, независимый эксперт

Источник


Примечания

[1]. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – N 1 (часть II), ст. 212.

[2]. Платов В. США и биологическое оружие // Новое восточное обозрение. – 2014. – 25 июня. – URL: https://ru.journal-neo.org/2014/06/25/ssha-i-biologicheskoe-oruzhie/ (дата обращения 01.10.2017).

[3]. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении заключена 16.12.1971 г. // Действующее международное право. Т. 2. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997. – С. 436–441.

[4]. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30.08.1995 г. (в ред. от 10.03.2017 г. № 51-VI ЗРК) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. – 1996. – N 4, ст. 217; Казахстанская правда. – 2017. – 14 марта.

игровой зал на реальные деньги
мобильные игровые автоматы на деньги
эльдорадо игровые автоматы на деньги
регистрация в игровых автоматах на реальные деньги
maxbet игровые автоматы на деньги онлайн
игровые вулкан на реальные деньги
игровые автоматы эльдорадо играть на деньги
популярные игровые автоматы на деньги
играть в автоматы деньги на телефон
игровые автоматы на деньги admiral x
клуб вулкан играть на реальные деньги
вулкан играть на реальные деньги
игровые автоматы корона играть на деньги
игровые автоматы 777 на деньги бонус
автоматы на деньги на телефоне
игровые автоматы играть на деньги в гривнах
автоматы онлайн на деньги гривны
игровые автоматы на яндекс деньги
онлайн игровые автоматы на реальные деньги украина
казино вулкан игра на реальные деньги
игровые автоматы казино бонус реальными деньгами
слот автоматы на реальные деньги
казино игровые автоматы играть на деньги
вулкан на деньги киви
игровые автоматы на деньги в украине вулкан
вулкан слоты на деньги
игровые автоматы на настоящие деньги
игровые автоматы вулкан на деньги в рублях
автомат пирамида на деньги
интернет автоматы на реальные деньги
игровые автоматы на деньги
казино игровые автоматы на деньги
казино вулкан игра деньги за регистрацию
игровые автоматы на деньги с телефона
онлайн автоматы на реальные деньги украина
игровые автоматы платно на деньги
игровые автоматы на реальные деньги на андроид
игровые автоматы играть на реальные деньги украина
казино вулкан com на деньги
нормальные игровые автоматы на деньги
игру вулкан игровые автоматы на реальные деньги
игровые автоматы на реальные деньги с выводом
казино вулкан играть на реальные деньги вход
автоматы онлайн на реальные деньги
вулкан игровой клуб играть на деньги
игровые автоматы онлайн на деньги рубли
эльдорадо игровые автоматы на деньги онлайн
автоматы на деньги по копейке
игровые автоматы на реальные деньги в украине
игры автоматы на реальные деньги онлайн
популярные игровые автоматы на деньги
вулкан онлайн на реальные деньги
игровые автоматы игра на реальные деньги
вулкан казино на реальные деньги
игровой автомат резидент играть на деньги
популярные игровые автоматы на деньги
777 игровые автоматы играть на деньги
играть азартные автоматы гмс на деньги
игровые автоматы на деньги от 50 рублей
игровые автоматы играть на деньги
автоматы онлайн на деньги гривны
игровые автоматы играть на деньги быстрые выплаты
игровые аппараты на реальные деньги с выводом
[5]. Конституция Республики Армения принята на референдуме 05.07.1995 г. (в ред. от 06.12.2015 г.) // Национальное Собрание Республики Армения. Официальный сайт. URL: http://www.parliament.am/law_docs5/06122015.pdf (дата обращения 20.08.2017).

[6]. Томиленко Е. Американская «биоблаготворительность» // Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». – 2015. – 14 июля. – URL: http://vpoanalytics.com/2015/07/14/amerikanskaya-bioblagotvoritelnost/ (дата обращения 01.10.2017).

[7]. Мальчикова В. В. Биолаборатории США на пространстве СНГ: угроза нарастает // Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». – 2017. – 22 сентября. – URL: http://vpoanalytics.com/2017/09/22/biolaboratorii-ssha-na-prostranstve-sng-ugroza-narastaet/ (дата обращения 01.10.2017).

[8]. Договор о коллективной безопасности подписан в г. Ташкенте 15.05.1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 2000. – N 12.

[9]. Устав Организации Договора о коллективной безопасности принят в г. Кишиневе 07.10.2002 г. // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 3, ст. 163.

[10]. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года утв. Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14.10.2016 г. // Организация договора о коллективной безопасности. Официальный сайт. URL: http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=8382 (дата обращения 01.10.2017).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 
 
 

Яндекс.Метрика