ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Работа систем безопасности и сколько терактов предотвращено с помощью российских спецслужб
 
 

Работа систем безопасности и сколько терактов предотвращено с помощью российских спецслужб

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Можно ли предотвратить все теракты? Пока нет. Это не удалось ни одной стране. Даже Израиль с его огромным опытом не может полностью остановить это зло. Однако очевидно, что российские спецслужбы работают достаточно эффективно. Никто не может бросить в них камень.

По данным Национального антитеррористического комитета, в прошлом году предотвращено более 40 терактов, уничтожены 140 боевиков, 900 членов террористических организаций и их пособников задержаны.

На Ленинградском вокзале в Москве цветы в память о погибших в подземке Петербурга. Это здание - близнец Московского вокзала в Питере. Здесь уже несколько дней усиленные меры безопасности, как, впрочем, и по всей стране.

«На каждом вокзале есть разработанный и утвержденный план транспортной безопасности, и мы действуем строго в соответствии с законом, ну а в последние дни мы увеличили количество людей, которые осуществляют входной контроль во взаимодействии с нами, увеличено количество сотрудников полиции», - рассказывает начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Виталий Вотолевский.

Перед вокзалом полицейские патрули, за пассажирами следят десятки камер. Оператор в реальном времени видит все, что происходит в здании и на улице. На входе - контроль. Здесь, как и в аэропортах, досмотрят каждого пассажира - сначала рамка, потом рентген. Такие же металлодетекторы уже несколько лет стоят и в метро в Москве и в Питере. Но представить себе тотальный досмотр просто невозможно - с потоком в несколько миллионов в день не справится никакое оборудование, подземка просто остановится. Поэтому досмотр выборочный - просветить сумки, проверить содержимое газоанализатором или с помощью служебной собаки. На станции «Проспект Мира» эту роль выполняет овчарка Джесси.

«Если она найдет, то своим поведением она покажет, и это будет означать, что в данной сумке или в чемодане что-то есть подозрительное - взрывоопасный предмет, оружие, боеприпасы какие-то», - рассказывает инспектор-кинолог ИТО ООМОН Главного управления Росгвардии по г. Москве Сергей Дмитриев.

Система безопасности потому и называется системой, что ее части работают вместе, и сколько бы сейчас ни обсуждали многомиллионные затраты на установку металлодетекторов, «рамка» - это лишь одно звено из многих.

«Когда человек проходит, если у него есть соответствующее количество металла, прибор выдает световой и звуковой сигнал. Сам по себе он не является защитой от чего либо; естественно, должны быть люди, которые на эти сигналы реагируют», - поясняет генеральный директор компании-производителя металлодетекторов Дмитрий Басов.

Многое, говорит Дмитрий Басов, зависит и от настроек - ведь прибор реагирует на изменение магнитного поля, а в каком случае прозвучит сигнал тревоги - решает человек.

«Это может быть и гвоздь, это может быть и определение предметов, начиная размером, например, с пистолет, и необнаружение телефонов, ключей, каких-то мелких ножей и так далее», - добавляет Дмитрий Басов.

Но как бы ни была настроена рамка, у нее есть еще и в каком-то смысле психологическая функция - испугавшись контроля, террорист-смертник на вокзале в Волгограде взорвался как раз перед рамкой. Тогда 29 декабря 2013 года на месте погибли 14 человек, но пройди террорист дальше - жертв могло быть гораздо больше.

«Если говорить о Волгограде, то свою роль сыграло все. Сыграла роль рамка, сыграла в первую очередь роль ответственных сотрудников, которые предотвратили большие потери», - отмечает Виталий Вотолевский.

Впрочем, металлодетекторы и прочая техника - это уже последний рубеж обороны, и задача спецслужб как раз в том, чтобы террорист до этого рубежа не дошел.

«Основная работа, конечно, это агентурная работа; очень много осведомителей, и 99% всех терактов предотвращаются на первом этапе; это работа спецслужб, сбор разведданных, информации, осведомителей и работа с осведомителями», - поясняет бывший сотрудник службы охраны общественного транспорта Иерусалима Равид Гор.

Один процент все равно остается. Равид Гор работал в службе безопасности транспорта в Иерусалиме - не пустить смертника в автобус любой ценой, мягко говоря, нетривиальная задача и очень затратная. Но стопроцентной гарантии безопасности не даст никто - ни в Израиле, ни в России, вообще нигде.

«Это неизбежное зло. Мы говорим: два с половиной года была тишина. Это говорит о том, что спецслужбы работают. Сотни террористов, которые уже готовы были взорваться, в месяц отлавливаются и уничтожаются, и те, кто их посылает, тоже. Полностью такие объекты, как метро, как общественный транспорт, в такой огромной стране как Россия, в таких городах огромных, с таким пассажиропотоком, как Москва, Питер, и некоторые другие города-миллионники, герметично закрыть нельзя, к сожалению, никто это не способен сделать», - рассказывает Равид Гор.

Новость о предотвращенном теракте обычно проходит незаметно, особенно в сравнении с трагедией, которой избежать не удалось. Ведь кадры задержания на улице Наметкина в Москве группы боевиков, готовивших взрывы под Новый год, только специалисту или человеку с воображением позволяют представить масштаб возможных последствий. И это вполне справедливо - ведь спецслужбы для того и существуют. Кто-то скажет: такая работа. Но эксперты уверены - мир и в этом смысле быстро меняется.

«Терроризм не несет эпизодического характера, как это было 20 лет назад. Сегодня терроризм - это конкретная угроза, угроза, которая касается каждого. Возлагать ответственность за все это на спецслужбы было бы крайне неправильно. Можно взять опыт Израиля, который пришел к тому, что каждый гражданин в принципе где-то в подкорке - сотрудник службы противодействия терроризму. Это то, к чему, скорее всего, в ближайшие годы придется придти и нам», - считает директор Центра анализа террористических угроз Рамиль Латыпов.

Это, конечно, не значит, что каждый человек теперь должен примерить на себя форму сотрудника спецслужб. Но Израиль с точки зрения террористической угрозы – особое место. И вряд ли найдется другая страна с таким опытом борьбы с этим злом.

Узкие улочки старого Иерусалима, казалось бы, идеальное место, чтобы затеряться в толпе. Но здесь никто не остается незамеченным. Сотни сотрудников полиции в форме и в штатском. Жителям этого города есть, с кем поделиться подозрениями. Плюс система видеонаблюдения, которая не только позволяет выследить потенциального террориста - ее функции куда шире.

«Мы говорим о превентивной деятельности, о том, что если преступные элементы или какие-то элементы, которые задумали совершить террористический акт, они видят, прекрасно понимают, они люди неглупые, они видят, что есть определенная технология, что есть видеокамеры, они открыты, то есть это не секрет ни для кого, и они сто раз подумают что-то совершать или не совершать», - говорит пресс-секретарь полиции Израиля Михаэль Зингерман.

Но тех, кто уже решился, нужно остановить. И в этом смысле канцелярская фраза вроде «Граждане, будьте бдительны» уже давно не пустые слова. Вот только на что обращать внимание, за пределами Израиля пока мало кто представляет.

«Нет ни одного пособия, ни одного - ни в школах, ни в учебных заведениях - официального, которое бы давало возможность людям понять, что такое, как определить угрозу, как ее классифицировать. Это должно быть государственной политикой. Люди должны знать об угрозе. Людям говорят: не переходите дорогу на красный свет, и это вроде бы ни у кого не вызывает удивления, вот примерно такой же вариант должен быть и с этим», - уверен Рамиль Латыпов.

Когда знаешь, чего бояться, уже и не так страшно. Особенность человеческой психики. А, значит, и возможность адекватно реагировать. И пусть сравнение с правилами дорожного движения выглядит жутковато. Если эти знания позволят сохранить хоть одну жизнь, это уже много.

Кирилл Брайнин

Источник