ЦАТУ

 
 
 
 
Материалы

Американская лаборатория в Грузии вызывает подозрения у европейских экспертов

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Как уже сообщалось, «Институт исследования инфекционных заболеваний» армии США (USAMRIID) совместно с вирусологами и биологами Грузии недавно открыл на территории этой южнокавказской страны весьма таинственную структуру, именуемую Центральной реферальной лаборатория общественного здравоохранения. По официальной версии, американские и грузинские специалисты проводят в этой лаборатории исследования возбудителя холеры, а также разрабатывает новые методы их выявления. Однако граждане республики, особенно районов компактного проживания армян и азербайджанцев, выражают обеспокоенность тем, что эти работы дают не только возможность проводить исследования возбудителя холеры, но и создать условия для разработки биологического оружия путем их модификации.

Основные факты, вызывающие сомнения в истинной сути американо-грузинской биологической лаборатории, следующие:

 

а) лаборатория и банк вирусов находятся на территории военного аэропорта;

б) на церемонии открытия присутствовал заместитель министра обороны США по программам ядерной, биологической и химической обороны Эндрю Вебер;

в) директором лаборатории является Анна Жвания – бывший руководитель даже не угрозыска, как сообщалось ранее, а специальной службы внешней разведки Грузии;

г) кроме гражданского персонала в лаборатории будут работать также военные;

д) посол США в Грузии заявил, что открытие лаборатории в Грузии обусловлено… «ее географическим положением и самой идеей ее организации»;

е) доступ на территорию объекта запрещен не только простым смертным (журналистам, гражданам республики), но и представителям соседних государств – Армении, Азербайджана, Ирана и, по некоторым сведениям, России.

Ситуацию комментирует руководитель программы по «Сокращению биологической угрозы» (BTRP – бывшая BWPP – программа по предотвращению распространения биологического оружия), а также группы по изучению биологического оружия при действующем в Гамбурге Институте по исследованию проблем мира и политики безопасности (C.F.v.Weizsacker) госпожа Ирис ХАНГЕР (Германия):

«К сожалению, вопрос распространения вирусов для региона пока актуален, время от времени здесь наблюдаются вспышки холеры, в силу чего мир зааинтересован в выявлении вируса холеры и принятии более действенных мер по ее установлению. Холера не является элементом возможного биологического оружия и в этой связи она не может быть объектом беспокойства, поскольку, во-первых, она легко поддается лечению, во-вторых, есть специальные вакцины, к тому же в западных государствах она ликвидирована полностью.

В приведенной Вами информации говорится также о том, что Соединенные Штаты открывают в третьих странах опасные высокотехнологичные лаборатории по разработке биологического оружия (лаборатория в Грузии – четвертая по счету после Перу, Кении и Танзании). Подобные предположения, увы, верны для фармакологических испытаний, однако при проведении исследований такой подход неверен. Напротив, развитые западные государства проявляют особое внимание к вопросу о том, чтобы высокие технологии оставались в пределах их стран, поскольку таким образом их легче контролировать.

Вызывает тревогу то, что грузинская лаборатория была открыта на военные финансовые средства США. Лично мне понятна обеспокоенность этим вопросом. Я не очень радуюсь тому, что программа осуществляется именно таким образом, но не хочется верить, что лаборатория открыта в качестве структуры по разработке биологического оружия. Разумеется, никогда нельзя быть уверенной в чем-либо, но я не хочу верить, что ее целью является разработка данного вида оружия.

Мне известно, что на протяжении ряда лет заместитель министра обороны США Эндрю Вебер был подключен к перепрофилированию бывших советских структур, занимающихся биологическим оружием. Думаю, что грузинская лаборатория является именно одной из таких. Вебер занимался вопросом перепрофилирования бывшей советской структуры по программам разработки биологического оружия в г. Степногорске (Казахстан) в нормальную биотехнологическую лабораторию. Он давно вовлечен в эти программы по разоружению. К сожалению, грузинская лаборатория финансировалась военными средствами, но для США это единственный способ обеспечения биологической безопасности. Это вопрос безопасности. Я вовсе не приветствую данный способ и неоднократно говорила о том, что вопросами вирусов и болезней должна заниматься система здравоохранения, в частности, министерство здравоохранения. Все это, несомненно, вызывает подозрения, и я бы предложила внести изменения в создавшуюся ситуацию. Я полагаю, что в лабораторию должны быть приглашены на работу ученые из разных уголков Грузии и из стран данного региона, даже из Ирана, что явится частью исследования состояния здоровья общества».

Однако если подобное предложение не поступит, то это значит, что в лаборатории есть момент засекреченности? На этот вопрос Ирис Хангер ответила, что вопрос неоднозначен, поскольку «результаты изысканий хочется показать лишь тем, кому доверяют, особенно если эти изыскания касаются вирусов, опасных для общества. Но исследования, проводимые с целью защиты здоровья общества, могут потенциально использоваться с военной целью, в особенности со стороны террористических организаций. В основном именно это вызывает опасения у стран, имеющих подобные структуры. Под видом ученых в лаборатории могут оказаться террористы, которые, приобретя соответствующие знания, могут создать биологическое оружие. Если грузины заявят, что не намерены впускать в свои лаборатории ученых-иранцев, то это, конечно, будет не лучшей идеей, но вполне понятной. Однако не давать доступа России, Азербайджану и Армении – это уже подозрительно. На их месте и я бы забеспокоилась, если бы не получила приглашений к совместной работе».

* * *

Проблему прокомментировал и руководитель отдела по содействию в применении Конвенции о биологическом оружии Департамента ООН по разоружению господин Ричард Леннан:

«Могу констатировать, что и Грузия, и США являются государствами-членами Конвенции о биологическом оружии (BWC) и регулярно принимают участие в формировании способов доверия. У меня нет оснований говорить о незаконной деятельности грузинской Центральной реферальной лаборатории общественного здоровья. В отношении деятельности лаборатории либо совместных действиях правительств Грузии и США не поступало каких-либо жалоб от государств-членов Конвенции о биологическом оружии (BWC). Согласно сведениям, предоставленным Центральной реферальной лабораторией общественного здоровья (Грузия) отделу по содействию в применении Конвенции о биологическом оружии Департамента ООН по разоружению, лаборатория будет заниматься вопросами охраны здоровья общества и животных, выявляя вырусы и исследуя состояние здоровья общества в интересах Грузии, всего Кавказа и международного сообщества в целом.

Начиная с 2004 года правительства Грузии и США сотрудничают с целью формирования системы государственного диагностического контроля, который будет соответствовать диагностическим возможностям Всемирной организации здравоохранения (WHO) и Всемирной организации по охране здоровья животных (OIE). Об этом сотрудничестве было публично заявлено правительствами обоих государств на официальной встрече государств-членов Конвенции о биологическом оружии. С подробной информацией можно ознакомиться на нашем сайте».

* * *

Словом, ясно, что ничего не ясно в сложившейся ситуации: открывшаяся в Грузии таинственная лаборатория представляет собой часть программы, вызывающей чересчур уж противоречивые оценки экспертов. Если европейских специалистов одолевают сомнения относительно ее целесообразности или методов ее реализации, то американских разработчиков или официальных лиц такие сомнения явно не тревожат.

Напомним, что Армения также является составной частью программы «Акт Нанн-Лугар». Американское Агентство по сокращению военной угрозы (Defence Threat Reduction Agency (DTRA) распорядилось, чтобы ведущая международная компания Black and Veatch, с целью разработки схожих программ, сотрудничала и с правительством Армении…

Анна Карапетян, Прага

Источник: «Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона»